6 способов использования психологии цвета для разработки эффективного электронного обучения

Настоящая работа посвящена проблеме влияния цвета на умственную активность школьников. Учителя должны учитывать влияние цвета на эмоциональное

Введение

Человек живет в мире цветов и воспринимает его посредством цветов. В результате многолетних исследований ученых было выяснено, что

цвет

– один из основных факторов, воздействующих на настроение и самочувствие человека.

Теплые цвета, как правило, вызывают бодрое настроение – их очень часто называют активными; холодные цвета, наоборот, успокаивают, их называют пассивными. Вот и мы решили изучить эту тему более подробно.

В соответствии с Постановлением «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» цвет играет большую роль в оформлении общеобразовательных помещений.

Данная тема представляет особую актуальность, так как настроение учащихся играет большую роль в образовательном процессе, потому что это отображается на их работоспособности.

Целью написания индивидуального проекта является изучение влияния цветовой гаммы в оформлении кабинетов на работоспособность учащихся и выработка рекомендаций для администрации школы по оформлению учебных помещений.

Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

  1. Изучить научные литературные источники для изучения цвета и его характеристик.
  2. Получить представление о влиянии основных цветов на работоспособность школьников.
  3. Изучить и провести тест Люшера и устный опрос.
  4. Разработать рекомендации по использованию цветовой гаммы в учебных кабинетах и прилегающих помещениях.
  5. Обработать полученные данные и сделать вывод.

Объект исследования: цветовая гамма.

Предмет исследования: влияние цвета на работоспособность учащихся.

Гипотеза: мы предполагаем, что цветовой дизайн кабинетов может оказать влияние на состояние школьников, их поведение, способность к восприятию учебного материала и их работоспособность.

В индивидуальном проекте использовались такие методы исследования: теоретический анализ литературы и нормативно-правовой документации, изучение и обобщение отечественной и зарубежной практики, наблюдение, обобщение, устный опрос.

Структура индивидуального проекта обусловлена предметом, целью и задачами исследования. Работа состоит из введения, двух разделов, заключения и списка использованных источников.

Введение раскрывает актуальность выбранной темы, определяет объект, предмет, цель, задачи и методы исследования.

В первом разделе рассматриваются теоретические основы о влиянии цвета на работоспособность школьников.

Второй раздел посвящен непосредственно исследованию влияния цвета на работоспособность учащихся.

В заключении подводятся итоги проведенного исследования.

Общий объем работы составляет 14 страниц текста компьютерного набора, в том числе 1 диаграмму. Список использованных источников насчитывает 10 наименований.

Почему важно правильно подобрать цвет для рабочего пространства

Каждый цвет по-своему влияет на настроение и состояние человека: одни оттенки способны тонизировать и бодрить, другие — расслаблять и успокаивать. Производительность и организованность тоже отчасти можно стимулировать при помощи верно подобранной краски для стен.

Детская комната с дизайном в синих тонах

Комнаты для отдыха, сна, обучения и работы не могут быть оформлены в едином стиле, окрас интерьера нужно выбирать индивидуально, в зависимости от назначения помещения. Для спальни подойдут нежные, пастельные тона, создающие ощущение гармонии. А помещение для учебы должно активизировать работоспособность и концентрацию внимания. Для этого желательно использовать насыщенный декор.

к содержанию ↑

Как цвет влияет на обучение?

Обучение представляет собой сложный процесс, а, по мнению многочисленных исследований, ключевую роль при создании комфортной среды для обучения играет именно цвет. Он способствует лучшему запоминанию материала, помогает развить заложенный в человеке потенциал.

Однако здесь важно знать, какой цвет за что отвечает, ведь некоторые цвета, наоборот, отвлекают внимание и раздражают. Это связано с тем, что у каждого цвета есть своя длина волны, которая определенным образом воздействует на человеческий мозг. Если в правильных цветах оформить учебное помещение, то это позволит учащимся лучше концентрироваться и запоминать информацию.

Как основные цвета влияют на обучение и восприятиеКак основные цвета влияют на обучение и восприятие

Как основные цвета влияют на обучение и восприятие

1. Используйте цвет, чтобы привлечь внимание  

Цвет может помочь уменьшить скуку и пассивность, тем самым улучшая концентрацию внимания. Когда ученики уделяют больше внимания изучению учебных материалов во время обучения, увеличивается скорость запоминания и время реакции. 

Многочисленные исследования показали, что, когда разработчики используют цвета, чтобы выделить определенную функцию или фрагмент контента, например, на экране, уровень внимания учащихся увеличивается. 

Теплые цвета лучше всего достигают этой цели. Особенно красный цвет при осторожном использовании выделяется и сразу привлекает внимание, стимулируя зрительное восприятие и  помогая учащимся запоминать факты и цифры.

ВЛИЯНИЕ ЦВЕТА НА ФИЗИЧЕСКОЕ И ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ ШКОЛЬНИКОВ

  • Авторы
  • Руководители
  • Файлы работы
  • Наградные документы

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке «Файлы работы» в формате PDF

 Введение

Мы живем в плену цветов. Наши мысли, наши эмоции — все имеет свой цвет. Достаточно вспомнить такие выражения, как «почернел от горя; покраснел от гнева, позеленел от злости, посерел от страха», мы не воспринимаем эти выражения буквально, а интуитивно связываем эмоциональные переживания человека, со способным выразить их цветом.

Цвета неизменно присутствуют в нашем окружении. Дома или на работе, в магазине или на улице, осознанно или нет, но мы постоянно ощущаем на себе влияние цвета. Каждый цвет содержит целую гамму оттенков. Человек способен различать около десяти миллионов цветовых оттенков. О том, насколько для нас важны яркие краски мира, говорит хотя бы тот факт, что организму для нормального функционирования необходимо, чтобы около 80 % всей поступающей в мозг информации приходилось на цветовое зрение. В головном мозге даже есть специальный участок, отвечающий за расшифровку только цветовой информации. Цвет влияет на настроение, на самочувствие, он может направить нас на принятие определённого решения.

Порой цвет стимулирует возникновение определенных реакций, которые могут сказаться на принятии решений. Цвет воздействует на аппетит, на давление. Обычно мы не замечаем влияние цвета. Но, например, в пасмурный день, когда за окном мы видим только серость, настроение сразу начинает ухудшаться. Положительная энергетика пропадает, а окружающий мир вдруг становится неприятным и враждебным.

Таким образом, множество цветов по-разному влияют на человека, вызывая угнетение или возбуждение нервно-психических процессов в организме, действуя на ощущения, восприятие окружающих нас предметов, влияя на поведение, эмоции, мышление, сознание и подсознание.

Актуальность:

Цвет – это один из факторов, формирующих состояние нашей психики, которая следит за работой всех органов человеческого организма. Специалисты давно выдвинули теорию о том, что цвет через эмоциональное состояние влияет на общее состояние человека, в том числе на мышление и внимание.

Сила цвета во многом заключается в том, что он способен «обойти» защитные механизмы нашего сознания и действовать на бессознательном уровне. Соответственно современный человек должен знать и понимать, как цвет воздействует на его организм и психику, чтобы лучше ориентироваться в окружающем мире.

На сегодняшний день охрана здоровья школьников является одной из актуальных проблем, а их физическое и эмоциональное состояние, желание идти в школу с хорошим настроением, и возвращаться домой с таким же, залогом успешного обучения.

Влияние цвета на организм человека

Цвет и его свойства. Классификация цветов

Цвет — качественная субъективная характеристика электромагнитного излучения оптического диапазона, определяемая на основании возникающего физиологического зрительного ощущения и зависящая от ряда физических, физиологических и психологических факторов.

Говоря простым языком цвет — это ощущение, которое получает человек при попадании ему в глаз световых лучей.

Основная классификация цветов делит все цвета на хроматические и ахроматические.Ахроматические цвета — это цвета, отсутствующие в спектре. Чистые ахроматические цвета (без примесей оттенков цвета) в природе практически не существуют.

Еще цвета делятся на тёплые и холодные. Принято считать, что красный, оранжевый и жёлтый цвета – тёплые, а зелёный, голубой, синий и фиолетовый – холодные (Приложение 2). Но среди оттенков каждого цвета можно выделить как холодные, так и тёплые.

Основными характеристиками цвета являются: светлота, цветовой тон (цвет), насыщенность (интенсивность) и чистота цвета.

Основные цвета на цветовом круге: красный, желтый, синий. Имея в руках краски только этих цветов плюс белый и черный, легко создать все остальные цвета (при условии, что три основных цвета будут радужной чистоты, без примесей).

Один и тот же цвет для представителей разных культур может означать противоположные вещи. Нет ни одного цвета, который бы одинаково трактовался двумя людьми. Но, несмотря на всю уникальность восприятия цвета, универсальность многих его толкований не подлежит сомнению.

Влияние цвета на физическое состояние человека

При физическом воздействии речь идет о воздействии цвета на физиологию человека. Объективное воздействие цвета подтверждено экспериментальным путем и зависит от количества цвета, качества цвета, время воздействия, особенностей нервной системы, возраста, пола и других факторов. Непосредственным физиологическим действием на весь организм человека объясняются явления, вызываемые красным и синим цветами, в особенности при максимальной их насыщенности. Красный цвет возбуждает нервную систему, вызывает учащение дыхания и пульса и активизирует работу мускульной системы. Синий цвет оказывает тормозящее действие на нервную систему (Приложение 3). Красный, желтый, оранжевые цвета являются цветами экстраверсии, т.е. импульса, обращенного наружу. Группа синего, фиолетового, зеленого напротив для пассивной интроверсии и импульсов обращенных внутрь.

Оранжевый и красный цвета, возбуждая попутно со зрительным и слуховой центр мозга, что вызывает кажущееся увеличение громкости шумов. Не лишено основания, что эти активные цвета часто называют «кричащими». Зеленый и синий, успокаивающие цвета, ослабляют возбуждение слухового центра, т.е. как бы ослабляют или компенсируют громкость шумов. личности.

Влияние цвета на человека

Цвет/Действие

Возбуждающее

Угнетающее

Успокаивающее

Красный

+

   

Оранжевый

+

   

Жёлтый

+

   

Зелёный

   

+

Голубой

   

+

Синий

 

+

 

Фиолетовый

 

+

 

Влияние цвета на эмоциональное состояние человека

Под эмоциями понимают протяжённые во времени процессы внутренней регуляции деятельности человека или животного, отражающие смысл (значение для процесса его жизнедеятельности), который имеют существующие или возможные в его жизни ситуации. У человека эмоции порождают переживания удовольствия, неудовольствия, страха, робости и тому подобного, играющие роль ориентирующих субъективных сигналов.

Один из родоначальников экспериментальной психологии В. Вундт в «Основах физиологической психологии» (1880) описывает органическую взаимосвязь ощущений и чувств.

Существенным фактом является достаточно жесткая степень «закрепленности» за определенным цветом определенной эмоции. Психически здоровый человек, как взрослый, так и ребенок, начиная с 3-4-х лет, когда он может вербализовать свои впечатления, понимает эмоциональное содержание основных цветов и может их дифференцировать по эмоциональному знаку. Сотрудницей проф. Кравкова Л.А. Шварц (1947-1948) было выявлено заметное изменение цветовой чувствительности (порогов цветоразличения) в зависимости от эмоционального состояния человека. Положительные эмоции, например, радость, оказались связанными с повышением чувствительности к красному и желтому и с понижением — к синему и зеленому. При переживании отрицательных эмоций наблюдалась обратная картина: чувствительность к синему и зеленому возрастала, а к желтому и красному снижалась

Цветовое воздействие на психический аппарат человека затрагивает не только его эмоции и характер, но и познавательные процессы, и прежде всего, — мышление.

Эмпирические наблюдения показывают, что в различных цветовых средах, человеку «думается» по-разному: цветовое воздействие может, либо препятствовать, либо способствовать решению задачи. Г. Фрилинг и К. Ауэр (1973) не рекомендуют производить окраску темными, «холодными» тонами тех помещений, в которых люди занимаются умственным трудом — школьных классов, студенческих аудиторий, научных отделов, лабораторий и т.п. Подобные цвета вызывают торможение и снижают эффективность умственной деятельности. Это касается не только стен, потолка или пола, но и мебели. Наоборот, цвета «активной стороны» улучшают мыслительную деятельность, повышают ее продуктивность. В представлениях испытуемых успешное решение задачи ассоциируется с яркими, светлыми оттенками. В исследованиях Н.А. Густякова (1986; 1988) изучалась динамика цветовых предпочтений испытуемых в процессе решения задачи. Было выявлено, что смена типа цветового выбора в процессе решения несет информацию о возможном успехе, либо неуспехе. Испытуемые, которые после первоначального выбора ярких и светлых цветов теста Люшера, начинали предпочитать темные, тусклые оттенки, не находили решения задачи и отказывались от дальнейших усилий по ее решению. Связь цвета и мышления, интеллекта носит сложный, неоднозначный характер. Причем, эта связь, безусловно, опосредуется эмоциональной сферой

  1. Практическая часть.

3.1 Результаты исследования

Данная работа посвящена изучению влияния цвета на физическое и эмоциональное состояние учащихся. В связи с этим было проведено исследование, которое состояло из двух этапов:

  1. Диагностический этап

Задачи:

  1.  
    1. Выяснить, каким цветам школьники отдают наибольшее предпочтение.

    2. Определить, какие цвета, с какими эмоциями ассоциируются.

    3. Выяснить влияние цвета на аппетит учащихся.

    4. Определить влияние цвета на самочувствие учащихся.

    5. Выяснить предпочтения учащихся по оформлению интерьера школы.

  1. Аналитический этап – цель данного этапа проанализировать полученный результат, сформировать рекомендации по оформлению интерьера школы.

В исследовании приняли участие учащиеся 2, 3, 8-х классов в количестве 55 человек.

В результате тестирования было определено, что наибольшее предпочтение учащиеся отдают: красному, чёрному, зелёному и жёлтому цветам; наименьшее: фиолетовому и коричневому (Таблица 2).

Цветовые предпочтения учащихся Таблица 2

Цвет

Кол-во выбравших

Красный

12

Чёрный

10

Зелёный

7

Жёлтый

7

Голубой

5

Синий

3

Розовый

3

Белый

3

Фиолетовый

3

Коричневый

2

Следуя задаче, нарисовать нечто «красивое», «приятное», «хорошее», учащиеся 2, 3, 8-х классов чаще всего используют светлые, яркие краски — желтую, красную, оранжевую, голубую, изумрудно-зеленую. Цветовое решение «приятного» у детей всех классов сходно: цвета в большинстве случаев теплые. Дети, знакомясь с рисунками своих сверстников из других классов, безошибочно по колориту рисунка определяли, где изображено «доброе», а где «плохое» (Таблица 3. Приложение 4) .

Выражение эмоций цветом Таблица 3

Красивое, приятное, доброе

Скучное, страшное, плохое

Тёплые цвета

Холодные цвета

Жёлтый

Синий

Оранжевый

Чёрный

Красный

Фиолетовый

Так же, благодаря тестированию, было выявлено: какой цвет, с какой эмоцией ассоциируется (Таблица 4, 5).

Таблица 4

Характеристики кажущегося воздействия цветов. Таблица 5

Белый

лёгкий

     

Жёлтый

лёгкий

тёплый

сухой

 

Оранжевый

 

тёплый

сухой

кричащий

Красный

тяжёлый

тёплый

сухой

кричащий

Фиолетовый

тяжёлый

     

Синий

тяжёлый

холодный

влажный

спокойный

Зелёный

 

прохладный

влажный

спокойный

Голубой

лёгкий

 

влажный

спокойный

Коричневый

тяжёлый

 

влажный

 

Чёрный

тяжёлый

 

сухой

 

В результате эксперимента было определено влияние цветов на аппетит учащихся. Наибольший аппетит вызывают: жёлтый, красный, розовый цвет (Диаграмма 1. Приложение 5).

Так же благодаря эксперименту было выявлено влияние цветов на самочувствие учеников (Таблица 6.).

Влияние цвета на самочувствие учеников Таблица 6

Цвет

Влияние на человека

Красный

У красного цвета самая большая длина волны. Влияние на мозг такого излучения – максимально. При виде любых красных оттенков наш организм приходит в повышенный тонус. Красный активизирует все функции организма. На короткое время увеличивает мышечное напряжение, повышает давление и ускоряет ритм дыхания. Злоупотреблять им не следует – может вызвать раздражение, истощение.

Оранжевый

Оранжевый оказывает тонизирующий эффект, действует в том же направлении, что и красный, но не так резко. Различные мягкие оттенки оранжевого благоприятно влияют на работоспособность.

Жёлтый

Благотворно влияет на нервную систему, оказывает наиболее физиологичное тонизирующее действие, стимулирует зрение и нервную деятельность, при этом не действует истощающе, не утомляет. Благоприятен для умственной работы.

Зелёный

Зеленый цвет благотворнее всего влияет на самочувствие и здоровье людей. Зеленый цвет относится к физиологичным, оказывает освежающее и одновременно успокаивающее действие на организм, действует противоположно красному.

Голубой

Снижает мышечное напряжение, понижает кровяное давление, замедляет ритм дыхания, понижает температуру тела, освежает, настраивает на терпение, снижает аппетит. Поэтому, если от вас не требуется мозгового штурма, но требуется длительная и методичная (может быть даже монотонная и однообразная) работа – голубой цвет вам поможет.

Синий

Успокаивающее действие синего цвета переходит в угнетающее, способствует торможению функций физиологических систем человека, рассеивает внимание, снижает работоспособность.

Фиолетовый

Соединяет эффект красного и синего. Производит угнетающее воздействие на нервную систему.

Результаты тестирования «Предпочтения в интерьере школы»

1. Отвечая на следующий вопрос, в какой цвет вы покрасили бы стены в своем кабинете, учащиеся выбирают цвета:

зеленый 40%,

желтый 27%,

оранжевый – 23%,

другие цвета – 10%.

2. Давая ответ на второй вопрос, школьники хотели бы, чтобы парты были окрашены:

под дерево — 51%,

в белый цвет — 22%,

в зеленый — 20%,

в другие цвета — 7%.

Выбранные цвета наиболее благоприятны для зрения и не утомляют глаза.

3. Классная доска, по мнению учащихся, должна быть:

зеленой — 65%,

белой — 17%,

синей — 10%,

коричневой — 8%.

Сравнивая эти показатели со стандартом и рекомендациями психологов, мы пришли к выводу, что классные доски должны быть зелеными или темно-синими, а вот называя белый цвет доски, ребята имели ввиду интерактивные доски.

В нашей школе соответствуют стандарту классные доски во всех кабинетах.

4. Окраска коридоров. Ребятами были перечислены цвета:

голубой — 36%,

бежевый — 20% ,

зеленый 24%.

оранжевый — 15%,

другие цвета – 5%,

5. Анализируя ответы на вопрос, как должен выглядеть спортзал, мы пришли к выводу, что большинство ребят хотели бы, чтобы спортивный зал был укомплектован спортивным инвентарем. Только 12% опрошенных указали, что спортивный зал, должен быть окрашен в более яркие цвета: желтый, оранжевый, т.е. спортивный зал не удовлетворяет физическим потребностям школьников, на фоне которых эмоциональные потребности не проявляются у большинства.

6. Нужны ли в кабинетах цветы?

98% учащихся ответили на этот вопрос положительно. Объяснив, что цветы очищают воздух, выделяют фитонциды и тем самым убивают болезнетворных бактерий, украшают и создают уют в кабинете.

7. Как вы относитесь к таблицам, висящим на стенах? 92% учащихся ответили, что таблицы нужны, т.к. ребята считают, что они помогают в учебном процессе, некоторые дети хотели бы увеличить их количество в классах. Однако государственный стандарт не предполагает загруженность кабинета таблицами.

3.2 Выводы по главе

Проанализировав данные анкеты и результаты эксперимента, можно сделать следующие выводы:

1) учащиеся интуитивно выбирают цвета, отражающие их эмоциональнуюпотребность, о чем говорят ответы на вопросы анкеты;

2) большинство ответов на анкету совпадают с рекомендациями психологов по цветовому дизайну школьных помещений. Мы считаем, что, планируя дизайн школы и оформляя кабинеты, администрация и учителя должны учитывать влияние цвета на эмоциональное и физическое состояние школьников.

IV.Заключение. Цвет может привлекать и отталкивать, вселять чувство спокойствия и комфорта или возбуждать и тревожить. Цвета обращаются к чувствам, а не к логике человека. Мной установлено, что каждый цвет вызывает подсознательные ассоциации. Так же установлено, что уравновешенная в цветовом отношении среда привлекает, создает творческую атмосферу, успокаивает, улучшает общение людей между собой и повышает работоспособность. Цвета существенно влияет на состояние человека:

  • вызывают какую-либо реакцию;

  • подчеркивают качество, настроение, чувство; создают теплую или холодную среду;

  • имеют физиологические последствия, как положительные так и отрицательные

  • наиболее приемлемые тона для дизайна школы — желтый, оранжевый, зеленый, голубой

Правильно подобранные цвета в интерьере учебных помещений способствуют активной работе учащихся в течение дня.

Данные исследования, полученные в результате выполнения работы, подтверждают гипотезу — цветовой дизайн кабинетов может оказывать влияние на эмоциональное и физическое состояние школьников.

На основе анализа литературы и полученных данных нами разработаны: «Рекомендации по оформлению интерьера учебного помещения школы» (Приложение 6)

Изучив литературу по данной проблеме, можно сделать следующие выводы:

  1. Цвет оказывает влияние на организм человека, разные цвета могут воздействовать на наше эмоциональное и физическое состояние по-разному. Есть цвета активные, возбуждающие наше эмоциональное состояние или успокаиваю­щие, есть цвета отвергаемые нами.

  2. Принятие или отвержение цвета зависит от возраста ребенка, недостаток одного из цветов мы пытаемся компенсировать в одежде.

Приложение.

Влияние цвета на самочувствие учеников

Цвет

Влияние на человека

Красный

У красного цвета самая большая длина волны. Влияние на мозг такого излучения – максимально. При виде любых красных оттенков наш организм приходит в повышенный тонус. Красный активизирует все функции организма. На короткое время увеличивает мышечное напряжение, повышает давление и ускоряет ритм дыхания. Злоупотреблять им не следует – может вызвать раздражение, истощение.

Оранжевый

Оранжевый оказывает тонизирующий эффект, действует в том же направлении, что и красный, но не так резко. Различные мягкие оттенки оранжевого благоприятно влияют на работоспособность.

Жёлтый

Благотворно влияет на нервную систему, оказывает наиболее физиологичное тонизирующее действие, стимулирует зрение и нервную деятельность, при этом не действует истощающе, не утомляет. Благоприятен для умственной работы.

Зелёный

Зеленый цвет благотворнее всего влияет на самочувствие и здоровье людей. Зеленый цвет относится к физиологичным, оказывает освежающее и одновременно успокаивающее действие на организм, действует противоположно красному.

Голубой

Снижает мышечное напряжение, понижает кровяное давление, замедляет ритм дыхания, понижает температуру тела, освежает, настраивает на терпение, снижает аппетит. Поэтому, если от вас не требуется мозгового штурма, но требуется длительная и методичная (может быть даже монотонная и однообразная) работа – голубой цвет вам поможет.

Синий

Успокаивающее действие синего цвета переходит в угнетающее, способствует торможению функций физиологических систем человека, рассеивает внимание, снижает работоспособность.

Фиолетовый

Соединяет эффект красного и синего. Производит угнетающее воздействие на нервную систему.

Просмотров работы: 9729

Автор работы: Саурамбаева Эльмира

ученица 4 «А» класса

СШ № 17 город Балхаш

Карагандинская область

Руководитель проекта: Утегенова С.М.

учитель начальных классов

СШ №17

Балхаш – 2013г.

Оглавление

I. Введение ………………………………………………………………………6

1.1.Обоснование актуальности выбранной темы. ………………………6

II. Самостоятельное исследование ……………………………………………..7

2.1. Влияние цвета на умственную продуктивность (внимание)

школьников. …………………………………………………………7

III. Заключение …………………………………………………………………..8

IV. Литература. ……………………………………………………………………9

V. Приложения .…………………………………………………………………..10

5.1. Таблица I . Количество ошибок, допущенных испытуемыми

на бумаге разного цвета.

5.2. Таблица II. Показатели концентрации внимания.

5.3. Таблица III. Средние показатели концентрации внимания.

5.4. Диаграмма I. Средние показатели концентрации внимания

Абстракт

Мне давно хочется найти ответ на вопрос: почему в XXI веке классные доски поменяли цвет? Поэтому была выбрана данная тема исследования и поставлены следующие цель и задачи.

Цель: изучить влияние цвета как фактора, воздействующего на умственную работоспособность школьников. Задачи:1.Изучить научные литературные источники для выяснения существующих методик определения концентрации внимания у школьников.2.Спланировать и провести эксперимент по изучению влияния цвета на внимание школьников в группе, количеством 25 человек.3.Обработать полученные данные с помощью математического анализа и составить таблицы и диаграммы.

Гипотеза: Если изучить силу воздействия цвета на умственную работоспособность школьников, то можно влиять на их самочувствие и трудоспособность. Методы исследования:

1. Проведение эксперимента с использованием корректурных буквенных проб (таблицы Анфимова). 2.Статистический метод анализа данных. 3.Математический анализ данных. 4.Построение таблиц и диаграмм.

Новизна исследования:

Сегодня, к сожалению, еще нет ни одной исчерпывающей теории о физиологическом процессе восприятия цвета, которая могла бы объяснить все многообразие вопросов, связанных с влиянием цвета на человеческий организм. Цвет оказывает влияние на человека, разные цвета могут воздействовать на наше эмоциональное состояние по-разному. Есть цвета активные, возбуждающие наше эмоциональное состояние, или успокаивающие, есть цвета, которые влияют на умственную активность человека и его настроение.

Практическая ценность работы:

Настоящая работа посвящена проблеме влияния цвета на умственную активность школьников. Учителя должны учитывать влияние цвета на эмоциональное состояние школьников. Таким образом, данная работа найдет конкретное применение на практике. Полученные результаты можно использовать в образовательных учреждениях с целью повышения умственной продуктивности учащихся.

ABSTRAKT

I long ago to want to find the answer to question: why in XXI age of the black boards have changed the colour? So is chose given subject of the study and are put(deliver)ed following purpose and problems.

The Purpose: study the influence of the colour as factor, acting upon mental capacity to work schoolboy.

Problems:

1.Study the scientific literary sources for clarification existing methodses of the determination to concentrations of attention beside schoolboy.

2.Plan and conduct the experiment on study of the influence of the colour on attention schoolboy in group by amount 25 persons.

3.Process got given by means of mathematical analysis and form the tables and diagrams.

The Hypothesis: If study power of the influence of the colour on mental capacity to work schoolboy, that possible influences upon their general state and ability to work.

The Methods of the study:

1.Undertaking the experiment with use корректурных alpha tests (the tables Anfimova).

2.The Statistical method of the analysis data.

3.The Mathematical analysis data.

4.The Building of the tables and diagrams.

Novelty of the study:

Today, regrettably, else no nor one exhausting theories about physiological process of the perception of the colour, which could explain all variety of the questions, in accordance with influence of the colour on human organism. The Colour influences on person, colour miscellaneous can act upon our emotional condition differently. There is colour active, agitating our emotional condition, or becalming, there is colour, which influence upon mental activity of the person and his(its) mood.

Practical value of the work:

The This work is dedicated to problem of the influence of the colour on mental activity schoolboy. The Teacher must take into account the influence of the colour on emotional condition schoolboy.

Thereby, given work will find concrete using in practice. The Got results possible to use in educational institutions for the reason increasing of mental productivity uchaschihsya.

Введение

1.1.Обоснование актуальности выбранной темы

Наша жизнь немыслима без богатства и очарования цветных форм. Цвет способен радовать и огорчать, он может влиять на наше самочувствие и трудоспособность. Силу воздействия цвета на человека, на его здоровье и сознание давно заметили представители самых разных наук: многие философы и физики, физиологи и врачи, снова и снова обращались к проблеме цвета, пытались ее решать – каждый по своему, чаще на ощупь, интуитивно.

Ученые провели много опытов. Оказалось, что наиболее приятное влияние на производительность труда оказывают зеленый и желтый цвета. Они обостряют зрение, ускоряют зрительное восприятие, создают устойчивость ясного видения, понижают внутриглазное давление, обостряют слух, способствуют нормальному кровенаполнению сосудов, повышают работоспособность руки. Красный цвет действует противоположно. Длительное действие красного создает цветовую усталость. Зеленый цвет помогает быстро снять неприятные ощущения, вызванные красным цветом. Ежедневное восприятие «зелени» – важный гигиенический фактор. Гигиенисты показали, что светлые (бежевые, салатные) тона школьной мебели повышают освещенность в классе, благоприятно влияют на работоспособность. Существует мнение, будто бы выразительность цвета основана на ассоциациях. Красный цвет возбуждает потому, что он напоминает нам о явлениях, связанных с огнем, с кровью. Зеленый цвет воскрешает мысль об освежающем воздействии природы. Синий же цвет, возможно, вызывает у нас представление, связанное с прикосновением к холодной воде, дыханием темной ночи. Умственная работоспособность человека зависит от многих факторов, которые можно объединить в три группы:

— физиологический – возраст, пол, уровень физического и функционального развития, состояние здоровья, питание и др. — физические – отражающие географические, климатические условия. — психические – эмоциональный настрой и др. Все вышеуказанные факторы одновременно воздействуют на организм.

II. Самостоятельное исследование.

2.1 Влияние цвета на умственную продуктивность (внимание) школьников. Для эксперимента была создана группа учащихся 3 классов  в количестве 15 человек и 4 классов – 10 человек.  До  начала эксперимента  было  установлено,  что  все   испытуемые   примерно  одинаково различают  цвета. Эксперимент  проводился   в  школьном  кабинете в  течение  шести  дней,   приблизительно в  одно   и  то   же   время  1230-1330 часов (учеными установлено, что максимальное цветоразличие приходится на 13 -15 часов)     Исследование умственной работоспособности  (внимания)  осуществлялось  при помощи корректурных буквенных проб (таблицы Анфимова). Эти таблицы помогают изучить  особенности: внимания  при действии однообразных раздражителей, какими являются буквы. Таблицы были размещены нам на бумаге разного цвета: белого, красного, светло-зеленого.

Испытуемым   предлагалось   задание:      по   возможности   быстро   и   точно   вычеркнуть заданную букву в течение четырех минут. При этом для определенного цвета бумаги предлагалось использовать определенную букву для вычеркивания, что исключает привыкание испытуемых к букве.

Концентрация внимания  оценивалась  (в условных  единицах)  с  помощью  количественных показателей коэффициентов точности и умственной продуктивности.

Коэффициент точности рассчитывали по формуле:

А= М/N

где М- количество вычеркнутых букв;

N — общее количество букв, которые необходимо вычеркнуть, в просмотренном тексте.

Коэффициент умственной продуктивности:   P=AS, где    S — общее    количество просмотренных буквенных  знаков.

Результаты исследования помещены в таблицы I,II,III и диаграмму I (Приложение I,II,III,IV).

III. Заключение.

Исходя из полученных данных видно, что внимание учащихся при выполнении умственной работы зависит от цвета бумаги, на которой предлагаются задания.

Лучше концентрируется внимание учащихся при выполнении задания на светло-зеленой бумаге.

Найден ответ на поставленный вопрос.

Поэтому вполне понятно, почему школьная доска поменяла свой цвет. На темно- зеленой доске лучше всего воспринимаются надписи, сделанные желтыми и оранжевыми мелками. Зеленый цвет обычно вызывает у человека ощущение благополучия, оптимизма, весеннего обновления. Полученные результаты можно использовать в образовательных учреждениях с целью повышения умственной продуктивности учащихся

IV. Литература

Гуминский А А. и др. Руководство     к     лабораторным     занятиям     по     общей     и     возрастной физиологии. Учеб. пособие  для   студентов   биол.   спец.   пед.   ин-тов / А.А. Гуминский, Н.И. Леонтьева, И.В. Марионова – М., 1990.

.Попов Г.В. Спектроскопия и цвета тел в курсе физики средней школы Пособие для учителей, М., 1971.

Ауэр Ксавер, Фрилинг Генрих Человек – цвет – пространство. М., 1973.

Цойгнер Герхард Учение о цвете. М., 1971.

ПриложениеI

ТаблицаI.Количество ошибок, допущенных испытуемыми на бумаге разного цвета

1 день

№ испытуемого

Цвета

Белый

Светло-красный

Светло-зеленый

1

4

3

1

2

2

4

1

3

4

3

1

4

1

5

2

1

6

1

2

7

2

3

8

2

9

4

3

1

10

2

4

1

11

1

4

12

1

1

1

13

1

1

1

14

1

15

1

1

16

1

1

17

1

2

18

1

19

1

2

1

20

2

3

1

21

1

2

1

22

2

3

23

3

2

1

24

4

3

1

25

3

1

2 день

№ испытуемого

Цвета

Белый

Светло-красный

Светло-зеленый

1

4

4

1

2

3

2

1

3

2

4

4

4

3

2

5

4

2

1

6

2

3

7

4

2

1

8

2

1

9

1

1

10

2

3

1

11

2

3

12

2

2

13

1

14

1

2

1

15

1

1

1

16

4

2

17

2

3

1

18

2

3

2

19

1

1

20

1

1

21

1

1

1

22

1

2

1

23

4

3

2

24

3

2

2

25

3

1

1

ПриложениеII

ТаблицаII.Показатели концентрации внимания (А, Р)

1 день

№ испытуемого

А (в усл. ед.)

Р (в усл. ед)

белый

красный

зеленый

белый

красный

зеленый

1

0,88

0,91

0,97

308

319

340

2

0,94

0,88

0,97

329

308

340

3

0,88

0,91

0,97

308

319

340

4

0,97

1

1

340

350

350

5

0,94

1

0,97

329

350

340

6

0,97

0,94

1

340

329

350

7

0,94

0,91

1

329

319

350

8

1

0,94

1

350

329

350

9

0,88

0,91

0,97

308

319

340

10

0,94

0,88

0,97

319

308

340

11

0,97

0,88

1

340

319

350

12

0,97

0,97

0,97

340

340

340

13

0,97

0,97

0,97

340

340

340

14

0,97

1

1

340

350

350

15

0,97

1

0,97

340

350

340

16

0,97

0,97

1

340

340

350

17

0,97

0,94

1

340

329

350

18

1

0,97

1

350

340

350

19

0,97

0,94

0,97

340

329

340

20

0,94

0,91

0,97

329

319

340

21

0,97

0,94

0,97

340

329

340

22

0,94

0,91

1

329

319

350

23

0,91

0,94

0,97

319

329

340

24

0,88

0,91

0,97

308

319

340

25

0,91

0,97

1

319

340

350

2 день

№ испытуемого

А (в усл. ед.)

Р (в усл. ед)

белый

красный

зеленый

белый

красный

зеленый

1

0,88

0,88

0,94

308

308

329

2

0,91

0,94

0,97

319

329

340

3

0,94

0,88

0,97

329

308

340

4

0,88

0,91

0,94

308

319

329

5

0,88

0,94

0,97

308

329

340

6

0,94

0,91

1

340

319

1

7

0,88

0,94

0,97

319

329

340

8

0,94

0,97

1

329

340

340

9

0,97

0,97

1

340

340

1

10

0,97

0,91

0,97

340

319

340

11

0,94

0,91

1

329

319

1

12

0,94

0,94

1

329

329

1

13

1

0,97

1

1

340

1

14

0,97

0,94

0,97

340

329

340

15

0,97

0,97

0,97

340

340

340

16

0,88

0,94

1

308

329

1

17

0,94

0,91

0,97

329

319

340

18

0,94

0,91

0,94

329

319

329

19

0,97

1

0,97

340

1

340

20

0,97

1

0,97

340

1

340

21

0,97

0,97

0,97

340

340

340

22

0,97

0,94

0,97

340

329

340

23

0,88

0,91

0,94

308

319

329

24

0,91

0,94

0,94

319

329

329

25

0,91

0,88

0,97

319

340

340

ПриложениеIII

ТаблицаIII.Средние показатели концентрации внимания

1 день

Цвет

А (в усл. ед.)

Р (в усл. ед)

Белый

0,946

331

Светло — красный

0,937

327

Светло — зеленый

0,984

343

2 день

Цвет

А (в усл. ед.)

Р (в усл. ед)

Белый

0,933

327

Светло — красный

0,940

329

Светло — зеленый

0,974

341

3 день

Цвет

А (в усл. ед.)

Р (в усл. ед)

Белый

0,942

330

Светло — красный

0,934

327

Светло — зеленый

0,943

330

4 день

Цвет

А (в усл. ед.)

Р (в усл. ед)

Белый

0,949

332

Светло — красный

0,943

329

Светло — зеленый

0,951

333

5 день

Цвет

А (в усл. ед.)

Р (в усл. ед)

Белый

0,960

336

Светло — красный

0,931

326

Светло — зеленый

0,969

339

6 день

Цвет

А (в усл. ед.)

Р (в усл. ед)

Белый

0,933

327

Светло — красный

0,940

329

Светло — зеленый

0,974

341

ПриложениеIV

ДиаграммаI. Средние показатели концентрации внимания

2. Стратегически используйте яркие цвета

Разработчики должны экономно использовать сильные и яркие цвета или размещать их поверх нейтральных фоновых тонов при разработке электронных учебных материалов. Это позволяет избежать того, чтобы цвета становились слишком интенсивными и притягивали взгляд во многих направлениях, в этом случае техника теряет свою эффективность. 

Поэтому цвета должны быть жирными, не яркими (которые трудно читать) и однотонными, а не неоновыми (которые кажутся непрофессиональными).

Какой цвет выбрать

В соответствии с цветовой психологией, преобладание холодных оттенков в интерьере производит на человека успокаивающий эффект, тем самым снижая его работоспособность. Таким образом, все сине-зеленые оттенки лучше оставить для оформления спальни или гостиной.

Совершенно иной психологический эффект имеет теплый красный цвет. Он — очень экспрессивный, энергичный, эмоциональный. Многие полагают, что красные тона слишком агрессивно воздействуют на психику. Но на самом деле, они привлекают внимание и придают бодрости. Если грамотно применить красную гамму для декорирования учебной зоны, успеваемость в школе или институте может значительно подтянуться.

Интерьер детской комнаты в красных тонах

Еще один подходящий для обучения фон — желтый. Солнечный декор помогает генерировать новые идеи, сосредоточиться на выполнении поставленных задач, улучшает память. Пространство, оформленное в солнечно-желтой палитре, станет удачной площадкой для развития креатива и творческих способностей.

Среди желтых тонов можно выбрать золотистый, лимонный или горчичный, а красные цвета могут иметь бордовый, кирпичный или малиновый подтон. Здесь следует ориентироваться только на собственные предпочтения.

Интерьер детской комнаты в желтых тонах

Конечно, использовать нейтральную расцветку (серый или беж) тоже можно, но монотонная обстановка выглядит слишком скучно, а учиться в таком помещении совсем не хочется. В этом случае интерьер можно «освежить» при помощи желто-красной гаммы. Сбалансированное сочетание яркости и сдержанности достаточно гармонично впишется в рабочий кабинет.

к содержанию ↑

Зеленый – цвет концентрации

Зеленый цвет способствует спокойствию, повышает фокусировку и эффективность работы. Он отлично подходит для концентрации внимания, к тому же он напоминает о природе и умиротворении.

В зеленые оттенки рекомендуется оформлять офисы, учебные помещения, так как это будет способствовать долгосрочной концентрации и ясности.

3. Улучшите читаемость с помощью цвета

Цвет может повысить четкость и читаемость текста на целых 40 процентов по двум причинам:

  • Во-первых, когда разработчики стратегически используют цвет на каждом экране для повышения четкости контента, они автоматически делают концепции более логичными и помогают рассуждать и запоминать
  • Во-вторых, цвет может сделать контент более читабельным. Лучше всего это достигается путем создания экранов курсов электронного обучения с контрастными хроматическими цветами текста и фона. Используйте цветовое колесо  для поиска контрастных цветов

Несколько советов по использованию цвета для лучшей читаемости контента:

  • Наиболее разборчивыми из всех цветовых сочетаний являются черный на желтом и зеленый на белом, за которым следует красный на белом
  • Черное на белом легче всего читать на бумаге и на экране компьютера
  • Жесткие цвета (красный, оранжевый и желтый) более заметны и заставляют объекты выглядеть больше и ближе. На них легче сосредоточиться
  • Мягкие цвета (фиолетовый, синий и зеленый) менее заметны и заставляют объекты выглядеть меньше и дальше. На них не так легко сосредоточиться

Исследования

Команда исследователей из австралийского университета Кертин в ходе изучения данного вопроса подтвердили: помещения с ярким дизайном действительно позволяют повысить степень концентрации.

Учеными был проведен любопытный эксперимент: участникам-студентам предложили ознакомиться с отрывком, а затем ответить на вопросы по теме с несколькими вариантами ответов. Тест был заимствован из стандартного вступительного испытания для поступления в ВУЗы США и Канады (тестирование SAT). Испытуемые проходили эксперимент в комнатах с различными цветовыми схемами, включая бледный и выразительный оттенки синего, красного и желтого.

Детская комната с ярким дизайном

Результаты исследования показали, что оценочные баллы, полученные с учетом понимания прочитанного текста, были выше в ярко-желтом и красном помещениях.

Ведущий специалист группы (Асель Аль-Аяш) отмечает, что скучные и сложные задания на чтение выполняются эффективнее в ярких цветовых условиях: частота пульса увеличивается, работа мозга стимулируется, а производительность повышается до оптимального уровня.

Студенты говорили, что заниматься им было комфортнее в помещении со светлой отделкой, оказывающей расслабляющий эффект. Воспринимая алый цвет как фактор раздражения и дискомфорта, большинство участников проекта утверждали, что он совершенно не подходит для кабинета. Но, учитывая повысившиеся в таких условиях итоги тестирования, напрашивается вывод: немного дискомфорта — это именно то, что требуется для улучшения мозговой деятельности. Чувство расслабленности не сможет помочь учащимся быть внимательными и активными.

Детская комната со светлой отделкой

По мнению автора проекта, красная и желтая обстановка — это будущее учебной среды. Кертин и некоторые другие учебные заведения западной Австралии уже проявили интерес к представленным работам. В их планах — усовершенствовать дизайн своих аудиторий и читальных залов с целью создания соответствующей для занятий атмосферы.

к содержанию ↑

Оранжевый – это цвет жизни

Попробуйте представить оранжевое солнце, которое садится за горизонт. Красиво, правда? Это связано с тем, что оранжевый цвет способствует поднятию настроения и стимулированию умственной активности. Созерцание оранжевого цвета улучшает работу и нервной системы, одновременно увеличивается содержание кислорода в крови, а это придает человеку бодрости и готовности решать даже самые сложные задачи.

Соприкосновение с оранжевым цветом позволяет повысить концентрацию внимания, что особенно актуально, когда человек работает с важной информацией.

Как основные цвета влияют на обучение и восприятиеКак основные цвета влияют на обучение и восприятие

Как основные цвета влияют на обучение и восприятие

Однако стоит помнить, что из-за своей яркости и энергии оранжевый цвет может подавлять, поэтому взаимодействовать с ним рекомендуется в небольших дозах.

По мнению психологов, для отдыха надо выбирать мягкие оттенки оранжевого цвета, а для повышения трудоспособности рекомендуется выбирать сочные оттенки.

4. Улучшение обучения и улучшение понимания

Поскольку цвет связывает нейронные связи, люди запоминают цвета лучше, чем только вербальные или текстовые сигналы. Например, Институт цветовых исследований Color Matters подтвердил, что цвет может улучшить обучение с 55 до 78 процентов, а также улучшить его качество на 73 процента. 

Другие исследования также показали, что цветные изображения запоминаются лучше, чем черно-белые. Согласно этим данным, большинство опрошенных людей могли бы вспомнить больше изображений, если бы они были цветными, чем если бы они были черно-белыми.

Чтобы воспользоваться этим преимуществом, разработчики электронного обучения должны сочетать цвета с материалом урока; например, используя цветовое кодирование для улучшения обучения.

Используя цветной фон на экранах с фактами и понятиями, учащиеся могут ассоциировать цвет с понятиями, и это поможет им вспомнить информацию. 

Синий – цвет продуктивности

Оттенки синего цвета надо выбирать для помещений, где часто приходится решать сложные задачи, например, в научных лабораториях. А если дополнительно добавить немного оранжевого, то будут созданы идеальные условия для концентрации внимания и продуктивной работы.

Однако если переусердствовать с синим цветом, то это может привести к созданию чувства холодности и отрешенности.

Интерьер детской комнаты

Родители, выбирая отделку и мебель для детской, чаще отдают предпочтение исключительно сдержанным оттенкам, совсем забывая, что малышам интереснее играть и веселиться в красочной комнате. А когда ребенок подрастет и пойдет в школу, интерьер не потеряет своей актуальности: яркое оформление поспособствует успешному обучению и выполнению домашнего задания.

Детская комната в сдержанных тонах

Создавая дизайн-проект комнаты, важно учитывать красоту, комфорт и функциональность. Полностью покрасить стены красным цветом будет не совсем уместно, особенно если помещение рассчитано не только для учебы, но и для отдыха. Чтобы не сделать комнату слишком раздражающей, красный и желтый рекомендуется комбинировать с другими, более умеренными, тонами.

Совет: покрасьте стенку напротив учебной зоны сочным цветом, сделав ее акцентной, а для остальных выберите более спокойные тона.

Придать интерьеру завершенность помогут дополнительные яркие акценты в виде светильников, постеров или текстиля.

Девочка в своей комнате делает уроки

Данные рекомендации пригодятся не только родителю школьника. Немного пестроты уместно добавить в рабочий кабинет, комнату студента, офис или библиотеку.

5. Используйте цвета в зависимости от их значения

При разработке электронного обучения необходимо учитывать тот факт, что каждый цвет имеет определенное значение. Ученики могут осознанно или бессознательно учитывать значение цвета.

Значения цветов различаются в зависимости от культуры, и разработчики должны выбирать тона в соответствии с культурой и конкретными характеристиками своей основной аудитории. В западном обществе, например, красный цвет означает опасность или важность, черный – отрицательный, белый – чистоту, синий – водные объекты, а зеленый – флору.

В образовательной среде же значения цветов несколько иные. Например, красный цвет часто означает ошибку, но синий, с другой стороны, может сигнализировать об открытости. 

Исследование, проведенное Рави Мехта и Руи Чжу из Школы бизнеса Саудера, показало, что использование красного цвета может повысить производительность при выполнении задач, ориентированных на детали. Но это бесполезно, если ученикам нужно остаться на задаче и сконцентрироваться в течение длительного периода времени. Однако при выполнении таких задач, как мозговой штурм, синий цвет помогает применить творческий подход лучше, чем красный.

Разработчики также могут использовать значения цветов, чтобы задать настроение обучения, что, следовательно, повлияет на качество. Красный, оранжевый и желтый создают энергичный, стимулирующий курс, тогда как зеленый, синий и фиолетовый создают непринужденную учебную среду.

6. Выберите правильные цветовые комбинации

Разработчики, которые являются новичками в разработке курсов электронного обучения, часто выбирают цвета, основываясь на своих личных вкусах и предпочтениях. Иногда это хорошо работает, особенно когда дизайнер хорошо разбирается в том, что делает привлекательные сочетания и какая цветовая гамма будет подходящей для курса. Тем, кто не столь талантлив от природы, лучше всего обратиться к основам теории цвета.

Одним из наиболее полезных и простых аспектов теории цвета является цветовое колесо. Оно показывает, какие цвета гармоничны, и помогает разработчикам создать цветовую комбинацию, которая не утомляет глаза учеников. 

Цветовое колесо (цветовой круг) состоит из шести основных цветов — красного, желтого, зеленого, синего, оранжевого и фиолетового — вместе с их оттенками. Любые два цвета, расположенные напротив друг друга, любые три цвета, расположенные на равном расстоянии друг от друга, образующие треугольник, и любые четыре цвета, образующие прямоугольник, будут гармоничны.

В дизайне электронного обучения, как правило, лучше всего придерживаться цветовой схемы, в которой в качестве отправной точки используются три тона, поскольку этого достаточно для создания разнообразия и визуального интереса, но не подавляющего.

Таким образом, триадная цветовая схема, основанная на цветовом круге, гарантирует хорошие результаты. Разработчики также должны придерживатся правила 60-30-10 – вместо того, чтобы использовать равное количество каждого цвета, они должны разделить использование цвета на 60 процентов, 30 процентов и 10 процентов.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Загрузка ...