Исследовательский проект «Бумага и ее свойства». Воспитателям детских садов, школьным учителям и педагогам

Удивительные свойства обыкновенной бумаги

  • Авторы
  • Руководители
  • Файлы работы
  • Наградные документы
Фахретдинов Д.Р. 1

1Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа имени М.И. Калинина» муниципального образования «город Бугуруслан»

Узенбаева В.Р. 1

1Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа имени М.И. Калинина» муниципального образования «город Бугуруслан»

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке «Файлы работы» в формате PDF

Введение

1.Выбор темы исследования.

С самого раннего детства мы знакомимся с бумагой. Это происходит тогда, когда ребёнок тянется к красивой книжке или к листу бумаги для того, чтобы оставить на нём следы разноцветными карандашами. На минутку представил, что было бы, если бумаги не было бы? Наша жизнь была бы скучной. Из бумаги сделаны открытки, письма, плакаты, салфетки и многое другое. Меня заинтересовал вопрос многообразия видов бумаги, её свойств. Это и определило тему моего исследования.

Актуальность моей работы заключается в том, что, хотя дети активно работают с бумагой, но, несмотря на это, у них недостаточно знаний о разнообразии бумаги, ее свойствах. Дети не имеют понятия, откуда появилась бумага, как ее изготавливают, не знают видов бумаги. Своей исследовательской работой «Удивительные свойства обыкновенной бумаги» я хочу разнообразить знания детей о таком вроде бы знакомом материале, как бумага.

2. Цель исследованиярасширить представление о бумаге, изучить её виды и свойства.

3.Задачи исследования:

1. Изучить теоретический материал изобретения и распространения бумаги в мире.

2. Выяснить, как производится бумага в настоящее время.

3. Определить, какие виды бумаг существуют.

4. Опытным путём изучить свойства бумаги.

5. Сделать выводы по теме исследования.

4.Объект исследования, предмет исследо­вания.

Объект исследования: бумага.

Предмет исследования: свойства и виды бумаги.

5. Гипотеза исследования

Могу предположить, чтообласть применения бумаги зависит от свойств, которые она проявляет.

6. Методы исследования:

— изучение теоретического материала по теме;

— анализ и сравнение полученных сведений;

— метод опроса – анкетирование;

— метод эксперимента;

— использование ресурсов сети Интернет и опубликованных источников по данной теме.

7. Практическая значимость.

Материалы и результаты работы могут быть использованы на уроках в школе, например, на уроках окружающего мира, изобразительного искусства, технологии, а также расширят наш кругозор.

Исследовательская работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, приложения

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ БУМАГИ

1.1 Из истории появления бумаги

Материалы для письма и сохранения информации на протяжении нескольких веков претерпели значительные изменения. Сначала человек рассказывал о себе, высекая загадочные рисунки и знаки на скалах, гранитных глыбах, стенах пещер. Много таких рисунков было обнаружено в разных частях мира. Этим рисункам по пять, пять с половиной тысяч лет. (Приложение 1)

Пиктографическое письмо на глине (появилось более 5 000 лет назад). Глиняную клинопись считают достижением шумерской цивилизации, которая существовала на территории современного Ирака. Шумеры выдавливали знаки на табличках с сырой глиной тростниковой палочкой, заостренной «клином». Отсюда и название — клинопись. Большие документы из десятков глиняных «страниц» хранились в ящиках. (Приложение 2)

Папирус (3000 лет до н.э.) – это растение с жёстким полым стеблем, который разрезали и распрямляли – получались тонкие листы, на которых можно было писать. От египетского слова папирус произошло название бумаги у многих народов: у немцев – «папир», у англичан – «пейпер», у испанцев – «панель». Русское слово бумага происходит от итальянского «бамбаджио», что означает «хлопок». Первым сырьем для бумаги после папируса были тряпки из хлопчатобумажных тканей. [8] (Приложение 3)

Затем появился пергамент. Его производили из кожи молодых животных (баранов, коров, свиней, козлов). Пергамент являлся очень дорогим материалом. На создание одной книги уходили шкуры 200-250 животных. Пергамент использовали до появления бумаги. (Приложение 4)

Берестяные грамоты (Древняя Русь), костяной или металлической палочкой – писалом — прорезывали буквы в верхнем слое березовой коры. (Приложение 5)

Время изобретения бумаги точно не установлено. Считается, что она появилась в Китае во 2 веке н. э. и постепенно проникла на Запад.

Первыми бумагу начали делать китайцы. Изобрёл её Цай Лунь в Китае в 105 году. (Приложение 6) Он нашел способ делать бумагу из волокнистой внутренней части коры тутового дерева.Цай Лунь растолок волокна шелковицы, древесную золу, тряпки и пеньку. Всё это он перемешал с водой и получившуюся массу выложил на форму (деревянную рамку и сито из бамбука). После сушки на солнце он эту массу разгладил с помощью камней. В результате получились прочные листы бумаги. (Приложение 7)

После изобретения Цай Лунь, процесс производства бумаги стал быстро совершенствоваться. Стали добавлять для повышения прочности крахмал, клей, красители. Делали бумагу вручную, с применением самой примитивной техники. За день получали не более 100–120 килограммов. [4]

Способ выделки бумаги китайцы хранили в секрете. За его разглашение полагалась смертная казнь. И тем не менее секрет был раскрыт. Однажды арабы разбили китайское войско и захватили пленников. У пленных китайцев они выпытали способ изготовления бумаги. По китайскому способу в VI веке бумагу стали изготавливать в Корее, в VII веке – в Японии. Японская бумага превзошла по качеству китайскую, японцы вырабатывали около 300 различных видов. Бумага постепенно распространялась по земному шару из страны в страну: в VIII веке она в Багдаде, в ХIII веке в Венеции. Бумага завоевала Европу примерно в ХVI веке. В ХVIII веке большой вклад в производство бумаги вносит Петр I: по его указу было построено несколько бумагоделательных фабрик. [3] С развитием книгопечатания бумаги требовалось все больше. Тряпья, сбором которого занимались тысячи людей, не хватало. И тут решили испробовать дерево. Опыт удался – древесину расщепили на отдельные волокна и превратили их в бумажную массу. С тех пор и производят бумагу из дерева.

Постепенно искусство делать бумагу разошлось по всему миру. Бумагодельную машину изобрёл в 1799 году французский изобретатель Н.Л. Робер.

Первая бумагоделательная машина в России была изготовлена русскими мастерами на Петербургском литейном заводе и в 1916 году пущена в работу на Петергофской бумажной фабрике.

К концу 18-го века в России функционировали более 60 бумажных фабрик. Лучшие фабрики по производству бумаги находились в Москве, Петербурге, Ярославле и Калуге. Древесина же в бумажном производстве впервые была использована лишь в 1850 году. [8]

Сейчас производство бумаги сложный высокомеханизированный процесс. В мире производится свыше 300 млн. тонн бумаги и картона в год, что составляет около 50,8 кг на одного человека.

1.2 Производство бумаги

Из Толкового словаря Ожегова я узнал, что бумага это:

1. Материал для письма, печатания, а также для других целей, изготовляемый из растительных волокон, тряпичной массы. Рулонная, листовая бумага. Газетная бумага. Типографская бумага. Писчая бумага.

2. Деловое письменное сообщение, документ, а также вообще рукопись. Официальная бумага.

3. Хлопок и изделия из него (устар.). Хлопчатая бумага (вата). [6]

Бумага — многокомпонентный материал, состоящий в основном из специально обработанных мелких растительных волокон, тесно переплетенных между собой и образующих тонкий лист, толщиной 4 — 400 мкм. [2]

В состав бумаги входят: волокна растительного происхождения; минеральные наполнители (проклеивающие вещества); красители; специальные добавки (для разных видов бумаги).

А как же делают бумагу в наши дни? Чтобы это узнать, надо отправиться на бумажную фабрику. Производство бумаги имеет ряд этапов.

1 этап. Путь бумаги начинается в бескрайних лесах. С лесной делянки деревья отправляются на бумажный комбинат, где их переносят на распиловочные столы. В мгновение ока вековые стволы превращаются в метровые отрезки-чурки и в барабанах очищаются от коры. 60-тонные жерновые камни превращают их в древесную массу. Так заканчивается первый этап, который называется механическим.

2 этап. В древесную массу добавляют целлюлозу и наполнители, серу, соду, известь, каолин – белую глину высокого качества. Они придают бумаге белизну, плотность, гладкость и хорошие печатные свойства.

3 этап. Подготовленная бумажная масса разбавляется водой и под давлением через семиметровую щель выливается на сточный конвейер со скоростью 750 метров в минуту, сушится, прокатывается и превращается в бумагу.

4 этап. Выполняется отделка. Бумажному полотну придают форму готовой продукции – листы, рулоны. Вот такой длинный путь проходит бумага.

5 этап. Сортировка и упаковка.

Для изготовления 1 тонны бумаги нужно 5,6 м3 древесины. Это примерно 17 деревьев. А из 1 тонны бумаги можно изготовить порядка 30 тысяч обычных ученических тетрадей. 250 кг макулатуры заменяют около 1 кубического метра древесины.

— Что такое макулатура?

Макулатура — отходы производства, переработки и потребления всех видов бумаги и картона, пригодных для дальнейшего использования в качестве волокнистого сырья. [7]

Всю сданную макулатуру сначала рассортируют на бумагу и картон, затем она пойдет в переработку. На предприятии ее измельчат, смешают с водой до получения однородной полужидкой массы, мылом и специальными растворителями из нее вымоют типографскую краску. Затем из массы удалят проволочные скобки, клей, частицы пластиков, минеральные частицы грязи. Очищенная масса сформируется в бумажную ленту, из которой можно сделать новую бумагу.

От производства бумаги страдают не только деревья – из всех отраслей промышленности целлюлозно-бумажная — крупнейший потребитель воды и пятый по потреблению электричества.

При изготовлении бумаги из макулатуры расход энергии ниже в два раза, а воды – в сто раз.

1. 3 Виды бумаги

Известно более 600 видов бумаги. В зависимости от назначения бумага характеризуется различными показателями. Важнейшими показателями бумаги являются: масса бумаги, толщина, плотность, прочность, гладкость, пористость, белизна, непрозрачность, оттенок, стоимость и др.

По принятой классификации бумага делится на 11 классов:

1. Для печати

2. Для письма

3. Чертёжно-рисовальная

4. Электроизоляционная

5. Папиросная

6. Впитывающая

7. Бумага для аппаратов

8. Светочувствительная

9. Переводная

10. Обёрточная

11. Промышленно-техническая разного назначения.

Есть другая классификация видов бумаги:

— для письма и печати (книги, журналы, газеты, тетради);

— отделочный материал (обои);

— поделочный материал (оригами, папье-маше);

— декоративная (внешне похожа на бархат, мрамор, кожу; применяется для отделки книжных переплетов, оформления книжно -журнальной продукции);

— упаковочный материал (фантики, мешки, коробки);

— чистящий материал (туалетная бумага, салфетки);

— для производства денег;

— подложка для нанесения химических реактивов (фотобумага, наждачная бумага).

Рассмотрим некоторые виды подробнее:

1. Печатная бумага. Этот вид наиболее распространен. Он предназначен для печатания издательской и изобразительной продукции различными методами. К этому классу можно отнести газетную бумагу, типографскую, офсетную, бумагу для глубокой печати, а также иллюстрационную, картографическую, обложечную и этикеточную

2. Декоративная бумага. Это вид представляет собой бумагу, имеющую окрашенную гладкую или же крепированную поверхность, а также поверхность, которая имитирует бархат, кожу, полотно или мрамор. Сюда можно отнести аэрографную, бархатную бумагу, крепированную, мраморную и другие виды бумаги, которые применяют для отделки различных книжных переплетов и для оформления книжно-журнальной продукции

3. Писчая бумага или бумага для черчения, машинописи, рисования, то есть писчая цветная бумага, обычная писчая, тетрадная, почтовая бумага, машинописная, копировальная, чертежная, ротаторная, а также бумага ватман, калька бумажная, прозрачная чертежная бумага и рисовальная бумага.

4. Упаковочная и оберточная бумага. К этому классу относится бумага для упаковки продуктов на автоматических аппаратах, упаковочная бумага для сахара, бумага для чая, фруктов, бумага для стеклянной тары, а также текстильной продукции, мешочная бумага, для спичечных коробок, жиронепроницаемая упаковочная бумага, светонепроницаемая бумага для кинофотоматериалов, оберточная бумага, растительный пергамент, под-пергамент, пергамин и так далее.

5. Светочувствительная бумага. Сюда можно отнести такую бумагу, как светочувствительную, диапозитивную светочувствительную и фотографическую, а также бумажную диапозитивную светочувствительную кальку.

6. Впитывающая бумага. К этому классу относят впитывающую бумагу для хроматографии, бумагу промокательную, фильтровальную бумагу различного назначения и так далее.

7. Бумага-основа. Сюда можно отнести бумагу, которую используют в качестве основы для изготовления многих других видов бумаг, различных бумажных изделий и фибры с помощью соответствующих обработок, различных пропиток и покрытий. Это бумага-основа, основа термореактивной, копировальной, мелованной, парафинированной бумаги, пергамента, фотокальки, фотобумаги, абразивной бумаги, а также основа для переводной фольги, для облицовочного материала, упаковочной бумаги для молочных продуктов, гигиенических салфеток, клееной ленты, склеенного картона и т.д.

ГЛАВА II. ИССЛЕДОВАНИЕ СВОЙСТВ БУМАГИ

2. 1 Свойства бумаги

Свойства бумаги определяют ее внешний вид, качество и предназначение и эти свойства бывают самыми разными:

Геометрические: гладкость, толщина и масса 1 м2, плотность и пористость;

Оптические: оптическая яркость, непрозрачность, глянец;

Механические (прочностные и деформационные): прочность поверхности к выщипыванию, разрывная длина или прочность на разрыв, прочность на излом, сопротивление раздиранию, сопротивление расслаиванию и т.д.

Сорбционные: влагопрочность, способность впитывать растворители печатных красок.

Все эти показатели имеют тесную зависимость друг от друга.

Геометрические свойства бумаги:

Гладкость бумаги, ее способность передавать без разрывов и искажений тончайшие красочные линии, точки и их комбинации. Это одно из важнейших печатных свойств бумаги.

Газетная бумага не может быть гладкой в силу высокой пористости. Пористость непосредственно влияет на впитывающую способность бумаги, то есть на ее способность воспринимать печатную краску.

Важной геометрической характеристикой бумаги, наряду с толщиной и массой, является пухлость. Она характеризует степень спрессованности бумаги и очень тесно связана с такой оптической характеристикой, как непрозрачность. То есть, чем пухлее бумага, тем она более непрозрачна.

Оптические свойства бумаги:

Оптическая яркость — это способность бумаги отражать свет. Особое место в структуре печатных свойств бумаги занимают оптические свойства, то есть белизна, непрозрачность, лоск (глянец).

Белизна — это способность бумаги отражать свет рассеянно и равномерно во всех направлениях. Высокая белизна для печатных бумаг весьма желательна.

Еще одним важным практическим свойством печатной бумаги является ее непрозрачность. Особенно важна непрозрачность при двухсторонней печати.

Механические свойства бумаги:

Следующая группа печатных свойств — это механические свойства бумаги, которые можно подразделить на: прочностные и деформационные. Деформационные свойства проявляются при воздействии на материал внешних сил. 

Механическая прочность (прочность на разрыв) зависит от длины и качества связи волокон внутри бумажного полотна. Бумага с низкой прочностью непригодна для печати на высоких скоростях и для высокой плотности печатки. В тоже время существует небольшое количество специальных видов бумаг с заниженной прочностью, предназначенных для изготовления саморазрушаемых защитных этикеток – при попытке отклеить такую этикетку в любом направлении, она немедленно рвется.

Влагостойкость. При увеличении влажности ее волокна набухают и расширяются, главным образом по диаметру; бумага теряет форму, коробится и морщится, а при высушивании происходит обратный процесс: бумага дает усадку, в результате чего меняется формат. 

Структура. Характеризуется равномерностью распределения компонентов по площади бумажного полотна. Чем выше качество, тем более равномерна структура. Практически определяется просто – на просвет. Чем дешевле бумага, тем более пятнистым и «облачным» будет лист. У наиболее качественной бумаги на просвет невозможно выделить более темные и более светлые участки. Бумаги с неравномерной структурой имеют неравномерную прочность, впитываемость, гладкость, что ведет к появлению брака при печати.

Сорбционные свойства бумаги: мы подошли к одному из важнейших свойств печатной бумаги — ее впитывающей способности. 

Правильная оценка впитывающей способности означает прочное закрепление краски и, как результат — получение качественного оттиска.

2. 2 Опытно – экспериментальная работа по исследованию свойств бумаги

Свойства бумаги определяют ее внешний вид, качество и предназначение.

Я исследовал свойства бумаги и для этого провёл следующие опыты:

опыта

Свойство

Проведение опыта

Вывод

№1

Гладкость

Я взял разные листы бумаги писчей, рисовальной, бытовой и заметил, что она в основном гладкая. Гладкость характеризует состояние поверхности бумаги и определяет её внешний вид — шероховатая бумага, как правило, на вид малопривлекательная. (Приложение 8)

Гладкость важна для писчих видов бумаги, для печатных бумаг, а также при склейке бумаги.

№2

Прочность

Бумага состоит из волокон, скреплённых между собой. Если разорвать лист бумаги, то линия получится неровной. Пробую разорвать разные виды бумаги. Тонкая (писчая) бумага рвётся заметно легче, чем чертёжно-рисовальная. (Приложение 9)

Бумага состоит из волокон, которые делают бумагу прочной.

№3

Непрозрачность и просвечиваемость

Просвет бумаги характеризует степень однородности ее структуры. В результате опыта я взял листы бумаги: плотный и тонкие, направил на них луч света и увидел, что тонкая бумага лучше пропускает свет. Затем я наложил листы на картинку и увидел, что через тонкую бумагу картинка просвечивает, а через плотную — нет. Свойство тонкой бумаги – просвечиваемость. (Приложение 10)

Бумага бывает разной структуры: плотная и тонкая.

Просвечивание бумаги зависит от ее толщины и спрессованности.

№4

Пористость

Пористость непосредственно влияет на впитывающую способность бумаги, то есть на её способность воспринимать печатную краску, и вполне может служить характеристикой структуры бумаги. На листы бумаги я капнул краску, она впиталась. (Приложение 11)

Между волокнами любой бумаги есть поры. Бумага впитывает печатную краску благодаря её пористости.

№5

Растяжимость

Удлинение бумаги до разрыва, или ее растяжимость, характеризует способность бумаги растягиваться. Беру лист мягкой бумаги (салфетки) и пробую растянуть её, бумага чуть тянется. (Приложение 12)

Бумага растягивается. Это свойство особенно важно для упаковочной бумаги, мешочной бумаги и картона, для производства штампованных изделий (бумажные стаканы)

№6

Белизна

Взял два листа бумаги. Решил сравнить их цвет. Бумага отличается оттенком белого цвета – офисная бумага заметно белее, чем газетная. (Приложение 13)

Степень белизны бумаги определяется ее назначением.

№7

Мягкость

Мягкость бумаги связана с её структурой, то есть с её плотностью и пористостью. Листок бумаги пробую скатать (смять) в комочек, бумага легко поддается. Бытовая бумага сминается лучше, чем рисовальная, и комочек из нее получился меньше. (Приложение 14)

Бумага мягкая, мягкость зависит от её плотности.

№8

Влагопрочность

Влагопрочность или прочность во влажном состоянии, — еще один важный параметр большинства бумаг. Теперь бумагу опускаю в воду и слегка придавливаю. Она намокает, но форму при этом не теряет. Бумага прочна во влажном состоянии. Бытовая бумага намокает и теряет форму быстрее, чем офисная. (Приложение 15)

Чем прочнее бумага до увлажнения, тем она меньше теряет свою форму после увлажнения.

№ 9

Горение

С помощью мамы поджёг бумагу, она легко сгорает. От сгораемой бумаги остался пепел, зола. (Приложение 16)

Бумага отличается высокой воспламеняемостью и очень хорошо горит. Пепел, зола, широко используются для удобрения комнатных цветов, на приусадебном хозяйстве.

Изучив опытным путём свойства бумаги, мы (я и мама) сделали поделку из гофрированной бумаги. Еще раз доказали и проверили, что бумага растягивается. (Приложение 17) Отправили поделку на международный творческий конкурс «Бумажные фантазии», получили диплом I степени.

А что знают о бумаге мои одноклассники? Я провёл опрос (анкетирование) среди 22 учащихся 1 класса и выявил следующее.

Вопрос

Ответ

Количество

Что такое бумага?

то, на чем ведут записи и печатают

9

белый лист

6

молотое дерево

2

не знаю

5

Из чего делают бумагу?

из дерева

20

не знаю

2

Какие виды бумаги вы знаете?

печатная

1

тетрадная

6

гофрированная

1

альбомная

4

цветная

5

туалетная

4

компьютерная

1

тонкая

никакие

Можно ли заменить бумагу другими носителями информации?

да (компьютер, диски, флешки)

10

нет

5

не знаю

7

Как видно из результатов опроса, многие мои одноклассники не знают, что такое бумага, из чего её производят и не могут привести примеры разных видов бумаги. Поэтому, я считаю, что моё исследование принесёт для них практическую пользу. С его помощью я смогу ответить на многие вопросы ребят.

Заключение

Человек повседневно сталкивается с бумагой и изделиями из неё. Это, если можно так сказать, общение с бумагой начинается в раннем детстве, когда ребёнок тянется к яркой книжке, к белому листу, чтобы оставить на нём следы своих первых упражнений карандашом. Бумага сопутствует человеку на протяжении всей его жизни. Она напоминает о себе всякий раз, когда он обращается к документам — паспорту, диплому, справке, когда берём в руки книгу, извлекает из почтового ящика корреспонденцию. Бумага сегодня — это самый многофункциональный материал. С тех пор как она появилась на свет, ею стали украшать дома, оклеивать стены. Из нее изготавливают коробки, упаковку и посуду, делают декоративные вещи.

С бумагой связаны многие наши действия. Она нужна на уроках в школе, для делового письма, для творческой работы, и для бытовых надобностей.

Изучив литературу, я узнал много интересного о бумаге. Оказывается, до бумаги люди в глубокой древности использовали камень, глину, кожу, бересту, металл, папирус и пергамент. Изобрёл бумагу Цай Лунь учёный в Древнем Китае. Мне понравилось читать, как это у него получилось. Я узнал, как бумага появилась в России.

На бумажных комбинатах делают бумагу разных видов. Человек старается использовать бумагу исходя из её свойств. Со временем область использования её стала увеличиваться – человек научился бороться с её недостатками, например, при намокании в воде теряет форму – стали закатывать в пластик (упаковка молока); обладает гибкостью – используют несколько слоев (картон). А также использовать их: впитывает воду – отверстия сделать больше (для фильтрования) и так далее. 

Изучив свойства бумаги, проведя опыты, я подтвердил выдвинутую гипотезу, что область применения бумаги зависит от её свойств. 

В процессе работы я изучил историю происхождения бумаги, опытным путём изучил её свойства, сделал красивую поделку из гофрированной бумаги.

Из исследования я сделал вывод: бумага – одно из уникальных изобретений человека. Все изученные свойства бумаги необходимы человеку во многих отраслях промышленности, медицине, а также в быту.

Производство бумаги весьма трудоёмкий и масштабный процесс.

Современные технологии сильно изменили мир. По мере распространения телевидения, компьютеров и интернета регулярно предрекается смерть книг, журналов и газет. Однако, несмотря на прогнозы, и книги, и журналы, и газеты всё еще живы, а это значит, что история бумаги продолжается! Более того, современное применение бумаги настолько разнообразно, что можно уверенно утверждать, – эта история закончится не скоро.

Литература

Богданов В. В. Истории обыкновенных вещей / В. В. Богданов. – М.: Педагогика — Пресс, 1992

Бумага [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/

Глен Веччионе. Сделай сам! 100 самых интересных самостоятельных научных проектов / В. Глен. – М.: ООО «Издательство Астрель», 2004

Журнал «Бумага и Жизнь» [ Электронный ресурс] – Режим доступа: http://livescience.ru/

Клышко А. Это изобретено в Китае / А. Клышко. — М.: Молодая гвардия, 1999

Ожегов С. Толковый словарь русского языка / С. Ожегов. – М.: Оникс, 2010

Популярная энциклопедия для детей «Всё обо всём»». — М.: 1998

Сайт для Всезнаек и Почемучек [ Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.vseznaika.org/history/kto-i-kogda-izobryol-bumagu-gde-eto-proizoshlo/

Спарджен Р. Энциклопедия окружающего мира / Р. Спарджен. – М.: Экология – М.: Росмен, 1997

Стивен У. Занимательные опыты с бумагой / У. Стивен

Шишкина Г. Б. Бумага как эстетический феномен японской культуры // Научные сообщения Государственного музея Востока. –М. 2006

Яковлев Н. Ю. Слово о бумаге / Н. Ю. Яковлев. — М. 1998

Приложение 1. Наскальные рисунки

Приложение 2. Пиктографическое письмо

Приложение 3. Папирус

Приложение 4. Пергамент

Приложение 5. Берестяные грамоты

Приложение 6. Цай Лунь

Приложение 7. Изготовление бумаги в Китае

Приложение 8. Опыт 1

Приложение 9. Опыт 2

Приложение 10. Опыт 3

Приложение 11. Опыт 4

Приложение 12. Опыт 5

Приложение 13. Опыт 6

Приложение 14. Опыт 7

Приложение 15. Опыт 8

Приложение 16. Опыт 9

Приложение 17. Поделка из гофрированной бумаги «Розовый слоненок»

Просмотров работы: 902

Реализация проекта

I – Неделя

1. Беседа о возникновении бумаги.

Дети узнали, что очень давно 2000 лет назад китайский народ изобрел бумагу, а другие народы покупали у них как самую большую драгоценность.

Но время шло. Люди не только торговали, но и воевали. И вот однажды арабские войска разбили китайское войско и захватили пленников и попытались у пленников узнать, как они изготавливают бумагу.

Так люди во всем мире научились делать бумагу по китайскому способу, а делали ее китайцы вручную. В наше современное время бумагу делают машины. Но прежде всего дети узнали – в лесу рубят дрова, бревна везут на фабрику. Здесь их очищают, а затем дробят в машине-дробилке на мелкие кусочки.

Крошку, которая получилась, перемешивают с особой жидкостью, превращая в мягкую массу, Она и идет на изготовление бумаги. Процесс производства бумаги сложный. Поэтому мы обращали внимание детей на то, что с бумагой надо обращаться бережно, экономно ее расходовать.

2. Рассматривание иллюстрации об изготовлении бумаги.

3. Рассматривание предметов, изготовленных из бумаги.

4. Опыт: «Свойство бумаги (рвется, мнется)

Дети пытаются помять полоски бумаги, а затем ее разгладить ладошкой. А затем делают вывод, что бумага легко мнется и совсем не разглаживается, не становится прежней.

Игра «Сминание» — (дети порванные кусочки скатывают в «снежки», затем бросают в цель, складывают в корзину, склеивают-получают снеговик, цветы и т д.).

Краткосрочный проект в ДОУ

Также дети попробовали оторвать кусочек бумаги от полоски, получилось это легко. И дети сделали вывод, что бумага непрочная – она легко рвется.

5. Игра «Разрывание» (дети подбрасывают разорванную бумагу, представляя себе, что это кружат осенние листья в воздухе, пушинки, снежинки) можно наклеить обрывки бумаги на белый лист бумаги и порадоваться тому, что из этого получилось.

Цель этих игр – развивать моторную функцию рук, творческий потенциал, закреплять свойства бумаги. Формировать привычку к труду.

Краткосрочный проект в ДОУ

II – Неделя.

1. Наблюдение за деревьями.

Цель: формировать бережное отношение к деревьям, замечать их
красоту. И чем экономнее мы будем использовать бумагу, тем больше берез
и елей останется в лесу.

2. Загадывание загадок о бумаге. «Я белая, как снег, дружу с карандашом, где он пройдет, там заметку кладет».

Цель — упражнять в подборе слов-антонимов, определений, отгадывании загадок.

3. Разучить и исполнить песенку «Бумажные кораблики».

4. «Опыт» «свойство бумаги, как впитывающая способность и что бумага хорошо горит» Что бумага хорошо впитывает воду, дети убедились, когда опустили в стакан с водой полоски бумаги. Дети сделали вывод, что бумага намокает в воде и расползается.

Краткосрочный проект в ДОУ

Также дети наблюдали, как бумага хорошо горела. Дети сделали вывод: бумага хорошо горит, но это свойство очень опасно, его может проверить только взрослый.

Краткосрочный проект в ДОУ

5. Игра с бумажным корабликом и лодочкой (дети пускают их в тазике с водой) цель -закреплять свойства бумаги.

Краткосрочный проект в ДОУ

6. Конструирование «Лодочка»
Цель — закреплять свойства бумаги, учить складывать бумагу в разных направлениях, делать лодочку.

III- Неделя

1. Подбор литературы по изготовлению по изготовлению поделок.

Цель — формировать у родителей позицию активного участника
педагогического процесса.

2. Опыты.

Цель: показать детям, что бумага обладает такими свойствами, как(гладкая –шершавая, толстая – тонкая, белая – цветная и что на бумаге можно рисовать).

Дети брали карандаши и проводили по полоске линию и видели, что на бумаге остается след от карандаша. Значит, дети сделали вывод, что на бумаге можно рисовать.

3. Аппликация на тему «Составь красивый узор»

Цель: развивать творческие способности детей, закреплять свойства бумаги.

4 Игры на бумаге.

Цель-показать большое разнообразие игр, сделанных на бумаге.

IV – Неделя

1. Чтение стихотворения «Бумага» С. Михалкова.
1 ребенок:
Простой бумаги чистый лист
Ты бел, как мел не смят и чист
Твоей поверхности пока
Ничья не тронула рука!

2 Ребенок:
Чем станешь ты?
Когда какой
Исписан будешь ты рукой?

3 ребенок:
И синим будет пароход
И черным будет в небе дым
И солнце будет золотым.

2. Рисование на тему: «отобразим на бумаге то, что прочитали дети в стихотворении».

3. Дидактическая игра «Найди предмет, сделанный из бумаги».
4. «Выставка поделок детей и родителей из бумаги».
Цель: направлять родителей на совместную деятельность с детьми.

Научно-исследовательский проект
«Бумага в нашей жизни»

Актуальность проблемы: проведя опыты с бумагой, изучая её особенности и свойства можно узнать много нового и интересного.

Цель исследования: узнать различные свойства бумаги.

Задачи: выяснить, как изготавливают бумагу. Познакомиться с  различными свойствами бумаги. 

Гипотеза исследования: считаю, что зная особенности бумаги и её свойства, можно узнать, чем она интересна.

Методы исследования:

  • Беседа с взрослыми

  • Чтение познавательной литературы

  • Проведение опытов, исследования 

Наша жизнь без бумаги была бы скучной. Из бумаги сделаны книги, открытки, письма, плакаты, салфетки и многое другое. Мне стало интересно, как изготавливают бумагу. И я попросила Любовь Владимировну рассказать об этом.
Бумагу изобрели в Китае в 105 году. Бумага состоит из миллионов тоненьких волокон. Эти волокна называются целлюлозой, которую делают из древесины.
Берут бревно, очищают от коры, потом сильно измельчают в муку. Потом эту массу просеивают и промывают, очищая от грязи и отбеливают.
Смешивают с водой, помещают в специальную машину, там выкладывается ровным слоем, проходит под круглым валиком, который прессует её в гладкий лист. Этот валик выдавливает всю лишнюю воду, потом это сушат, сматывают в рулоны, срезают края, чтобы бумага была ровная.
Свойства бумаги.
Бумага имеет определённые свойства, их нужно знать. Из опыта с листом бумаги ты можешь понять, какие свойства имеет бумага.
Бумага легко рвётся, она не прочная.
Бумага легко мнётся и сгибается.
Влажная бумага становится непрочной.
 
А сейчас проведем несколько опытов.
Первый опыт называется бумажная гармошка. Возьмем два стакана, поставим на стол. Положим на них полоску бумаги. Если сейчас положить на полоску коробок со спичками, то полоска прогнётся и коробок упадёт.

А теперь возьмём и сложим бумажку в гармошку.
 
Положим эту гармошку на стаканы, а сверху положим коробок со спичками.
 
Видите! Коробок не падает.
Сложенная в гармошку бумага становится прочнее и может выдержать большую нагрузку. Она становится как будто толще.
То есть изменяя форму бумаги, можно использовать ее по-разному.
Проведем еще один опыт на прочность бумаги.Возьмём три полоски бумаги одинакового размера.

С первой полоской не будем ничего делать.
Вторую надрежем немного. А третью смочим капелькой воды.
А теперь попробуем разорвать все эти полоски по очереди.

Целая полоска рвётся трудно. Надрезанная полоска порвалась полегче, а мокрую порвать оказалось легче всего.

Этот опыт подтверждает, что бумага состоит из волокон, которые переплетены между собой. Мы  нарушили волокна, и бумага рвётся легко.
 
Третий опыт. А как вы думаете: что падает быстрее?Листок бумаги или монетка, гладкий лист бумаги или смятый?
 Возьмём в одну руку лист бумаги, а в другую монетку.
Выпустим из рук их одновременно.

 Монета сразу быстро упала, а бумага падает медленно, крутится.

Как вы думаете почему? Думаете потому, что монета тяжелее?
Тогда давайте возьмём два одинаковых листа бумаги, один скомкаем, а другой оставим ровным.

Мятый упал быстрее. Почему?
А потому, что ровному листочку мешал падать воздух. А монетке и смятому листу мешал меньше потому, что поверхность уменьшилась, и уменьшилось сопротивление воздуха.
Так придумали парашют.
 
Опыт №4 И давайте проведем еще один красивый опыт.Могут ли распуститься бумажные цветы?
Вырежем из разноцветной бумаги цветочки.Загнем лепестки.
Возьмём миску с водой и положим их в воду.

Мы видим, что цветы начали распускаться как по волшебству!
 
Можно сделать целое море цветов.
Когда бумага намокает, трубочки волокон наполняются водой, бумага разбухает и распрямляется.

Наши цветы распустились.
Проведение этих опытов принесло мне удовольствие, я узнала много нового и полезного.

Мелованная бумага

Это целлюлозная бумага на которую нанесен слой из специального состава пигментов и мела. Благодаря этому получаем материал из белее и гладкой поверхностью. Такой материал дает возможность передать большую цветовую гамму изображения. Если сравнить отпечаток на обычной бумаге и мелованной, то на последнем изображения будут ярче, красивее.

На мелованной бумаге печатают высококачественные иллюстрации, в частности всевозможные журналы, каталоги, визитки. Мелованная бумага бывает матовая и глянцевая. На глянцевой изображения получаются яркими, но для книг и каталогов следует выбирать матовую. Он меньше утомляют глаза.

Виды бумаги, характеристика каждого.

Из чего делают бумагу?

Как и много веков назад, основным сырьем для производства бумаги остается древесная целлюлоза. Как правило, используется измельченная древесина сосны, березы, тополя и клена. Реже для этих целей используется дуб, каштан, кедр и другие более ценные породы.

Древесная целлюлоза — природное органическое соединение (волокно), получаемое методом варки измельченной древесной щепы. Целлюлоза является ключевым структурным элементом, из которого состоит оболочка растительной клетки. Волокно обладает удивительно высокой гибкостью и механической прочностью. Эти свойства передаются и самим растениям.

При производстве качественной бумаги невозможно обойтись без использования различных химикатов. Они позволяют повысить белизну, гладкость, прочность конечного продукта, изменить свойства, повысить эффективность работы бумагоделательных машин — основного оборудования по производству бумаги. Всего на современном бумажном производстве используется свыше 20 разных химических реагентов и их число периодически пополняется.

Из чего еще делают бумагу? Некоторые сорта бумаги и картона делают из вторсырья — макулатуры. Вторичная переработка старых газет, журналов, книг и других бумажных отходов снижает необходимость в вырубке лесов, что особенно актуально в условиях современного мира с его экологическими проблемами.

К сожалению, менее 1% бумаги в России производится из макулатуры. В развитых европейских странах этот показатель доходит до 50 процентов, а в Японии из вторсырья производят порядка 65% новой бумажной продукции.

Критерии качества

Плотность.

Одна из ключевых характеристик бумаги, которая выражается в виде массы одного квадратного метра полотна. Плотность мелованной бумаги обычно находится в диапазоне от 70 до 300 граммов на квадратный метр. Для оргтехники оптимальным вариантом является бумага плотностью 80 г/м2.

Белизна.

Этот качественный (визуальный) показатель указывает на приближенность цвета листа к эталонному белому цвету. Особенно важна эта характеристика для типографской бумаги, ведь чем ближе образец к эталону, тем точнее цветопередача при печати продукции.

Толщина.

Этот параметр измеряется в микронах или десятых (сотых) долях миллиметров. Чем толще лист, тем он менее прозрачен. Для офисной бумаг среднего качества оптимальной толщиной считается 104-106 мкм.

Жесткость

— ключевой показатель сопротивления бумаги деформации при прохождении через копировальный аппарат. Чем жестче лист, тем лучше он проходит через валики и ниже вероятность его застревания.

Гладкость / Шероховатость.

Так называемая геометрия поверхности бумажного листа определяется по присутствующим на нем макро- и микронеровностям. Они отвечают не только за шероховатость и гладкость поверхности, но и за равномерность распределения массы по площади.

Непрозрачность

— это показатель того, как бумага препятствует просвечиванию напечатанного изображения на оборотную сторону листа. Этот параметр особенно важен при двусторонней печати.

Прочность на разрыв и излом — наиболее важные прочностные характеристики бумаги.

Офсетная бумага

Предназначена для печати офсетным способом печати. Что ее отличает от других видов бумаги? Во-первых, она должна быть проклеенная, это позволяет противостоять действию воды. Кроме того, хорошо проклеенная бумага меньше пылится. Ведь известно, что пыль оседает на резинотканевых полотнах и ухудшает качество отпечатка, засоряет красочный аппарат, уменьшает тиражестойкость печатной формы. В офсетной печати запечатываемый материал в момент печати находится в контакте с водой. При этом, поверхность необязательно должна иметь чрезвычайно ровную поверхность. Потому что изображение в офсетной печати передается на бумагу через резиновый декель, который компенсирует все неровности.

( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Загрузка ...