Нанесение автомобильных акриловых лаков: MS, HS, UHS, VHS

В чём основная разница лака hs и ms. Чтобы понять, в чём основная разница лаков hs и ms, рассмотрим характеристики этих лаков в сравнении. HS более экономичный, так как наносится меньшим количеством слоёв. Лаки твёрдого класса быстрее высыхают. Твёрдый класс даёт более глубоких блеск.

Его величество — лак

К современным лакам предъявляются довольно разносторонние требования. Лак должен обладать высокой прочностью, но в то же время быть эластичным. Он должен иметь высокую прозрачность, быть устойчивым к воздействию различных химических веществ, атмосферных осадков и солнечных лучей. А главное — отменно блестеть!

Кстати, о блеске. Что вообще такое блеск? В книге Р. Поля «Оптика и атомная физика» это явление объясняют с помощью одного интересного эксперимента.

Эксперимент сводился к следующему. На расстоянии нескольких миллиметров от листа матовой оранжево-красной бумаги установили закопченную мелкую проволочную сетку, а полученную конструкцию стали освещать ярким белым светом и наблюдать за ней.

При этом наблюдались интересные вещи: в определенном положении через петли сетки можно было увидеть тени ее проволочек (яркость которых мала) и из-за этого складывалось впечатление, что видна не сетка, а покоробленная блестящая медная пластина. В другом положении через петли можно было видеть незатененную часть бумаги, из-за чего наблюдателю казалось, что поверхность ярко блестит.

Из этого можно заключить, что блеск — это совсем и не физическое свойство поверхности, как мы привыкли считать, а всего лишь «видимость»!

Блеск

Описанный эксперимент лишний раз доказывает нам, насколько сильным может быть влияние субъективных факторов при оценке работы автомаляра. Теми же субъективными пристрастиями можно также объяснить и тот факт, что разные маляры дают разную оценку одному и тому же лаку. Причем мнения об одном и том же продукте могут быть диаметрально противоположными.

Например, один маляр любит работать жидкими лаками, нахваливая их неприхотливость к условиям и хорошую растекаемость. Другому нравятся густые, которые можно наносить более толстыми слоями и набирать необходимую толщину покрытия за меньшее количество слоев. Каждый здесь по-своему прав, спорить по этому поводу смысла нет.

Ну а производителям современных ЛКМ ничего не остается, как попытаться предложить потребителям побольше различных лаков на все случаи жизни, которые в результате своего применения давали бы одинаково хороший результат.

И действительно, выбор прозрачных лаков на сегодняшний день очень богат. Это дает возможность адаптировать любой вид ремонта не только под условия той или иной мастерской, но даже и под индивидуальные привычки и навыки разных маляров.

Например, быстросохнущие лаки эффективны для выполнения локальных ремонтов и покраски небольших поверхностей при недостатке времени. Долго сохнущие используются для покрытия больших площадей или перекраски всей машины, а также при работе в жаркое время года. Лаки повышенной твердости лучше всего подойдут для покраски тех частей автомобиля, которые сильно подвержены механическим воздействиям — передних крыльев, бамперов, капотов. Керамические лаки — для окраски дорогих автомобилей представительского класса. И так далее.

Нужно понимать, что каждый из этих лаков обладает своими специфическими характеристиками, которые могут дать хороший эффект только в случае правильного применения материала.

На этом закончим введение и перейдем ближе к делу.

В прошлой статье мы выяснили, что одним из важнейших параметров лаков является содержание сухого остатка. По этому признаку все лаки делятся на несколько классов:

  • LS — low solid (низкое содержание сухого остатка);
  • MS — medium solid (среднее содержание сухого остатка);
  • HS — high solid (высокое содержание сухого остатка);
  • UHS/VHS — ultra high solid/very high solid (сверхвысокое содержание сухого остатка).

LS-материалы из-за своей низкой продуктивности и высокой токсичности уже давно не применяются, поэтому опустим их и начнем с материалов MS.

Что означает маркировка

маркировка на лакеВсе лакокрасочные материалы для автомобилей производятся на основе полимеров. Рассматриваемая маркировка классифицирует их по твёрдости и количеству сухого вещества в составе продукта, то есть по количеству полимера.

На заметку! Чем выше концентрация сухого остатка, тем лучше продукт.

Большое количество полимера (то есть сухого вещества) указывает, что в продукте содержится мало вредных летучих растворителей.

Характеристика лака MS

Он оличается жидкой текстурой, а в своем составе имеют сухой остаток среднего уровня, кроме этого есть достаточно много летучих растворителей. Из-за жидкой текстуры наносить такой лак нужно в несколько слоев. С их помощью можно окрашивать как полностью весь кузов автомобиля, так и некоторые его участки.

Преимущество лака MS в том, что он:

  • легко обрабатывается и полируется;
  • хорошо сохнет;
  • отлично наносится и устойчив к образованию трещин.

Что мы знаем о автомобильных красках Vika

Отзывы о автомобильных красках Vika

Бренд производителя зарегистрирован в стране — Россия. Официальный сайт находится по адресу: https://vika-color.ru/.

В июле 2021 на PartReview сложилось позитивное мнение о автомобильных красках Vika.

Оценка PR — 74 из 100, базируется на основе 10 отзывов и 31 голоса. 7 отзывов имеют положительную оценку, 1 — нейтральную, и 2 — отрицательную. Средняя оценка отзывов — 4 (из 5). Голоса распределились так: 23 — за, 8 — против.

В рейтинге лучших производителей автомобильных красок запчасть занимает 4 позицию, уступая таким производителям как MOBIHEL и Hi-Gear , но опережая автомобильные краски KUDO и Dupli-Color.

Пользователи также составили мнение о качествах автомобильных красок Vika:

  1. Время высыхания — скорость, с которой сохнет обработанная поверхность — пока нет оценки
  2. Стойкость — эффективность противостояния вредным воздействиям — оценивается позитивно. 5 баллов из 5.
  3. Укрывистость — как эффективно перекрывается поверхность — оценивается позитивно. 4.5 балла из 5.

Нанесение MS-лаков

Лаки серии MS в работе очень похожи на 2K акриловые эмали. Методы их нанесения, по сути, ничем не отличаются: в оптимальных условиях для покраски наносятся два полных мокрых слоя с промежуточной выдержкой между ними 10 минут.

Под оптимальными условиями для покраски здесь и далее подразумевается температура воздуха +20°С, влажность 80%.

Сушить эти лаки можно как естественным путем, так и принудительно. Единственное, перед горячей сушкой не забывайте давать нанесенному покрытию дополнительную 15-минутную выдержку. Зачем?

О выдержке перед горячей сушкой и между слоями

Чтобы понять это, давайте представим себе сам процесс сушки ЛКП.

Сушка лакокрасочного покрытия — это, во-первых, испарение из слоя всех добавленных растворителей и разбавителей. Во-вторых, это образование связей между молекулами смолы и отвердителя (если речь идет о двухкомпонентных материалах) либо молекулами смолы и кислорода (при сушке окислением у однокомпонентных алкидных материалов).

Как известно, при повышении температуры процесс испарения ускоряется. А поскольку испарение растворителей происходит только с поверхности слоя, то сушка вверху проходит интенсивнее, и на ней, на поверхности, образуется пленка. При этом формирование этой поверхностной пленки при повышении температуры немного опережает испарение из лакокрасочного слоя всех частиц растворителей. Таким образом, чем выше скорость образования поверхностной пленки, тем больше растворителей останется «под ней», не успев испариться.

Что происходит дальше? Повинуясь законам физики, «запертые» внутри слоя частицы растворителей начинают искать выход. Проходя сквозь образовавшуюся пленку, эти частицы пробивают в ней большое количество мельчайших пор. Эти поры очень маленькие, они не похожи на кратеры и почти незаметны для человеческого глаза, однако все покрытие, изрешеченное такими порами, на вид становиться матовым. Это явление называется «кипением».

Дефект "кипения"«Закипание» лака. Главные виновники — недостаточная пауза между слоями или перед горячей сушкой

Выдержка перед ускоренной сушкой позволяет нам избежать указанного дефекта. Просто не будем гнать лошадей, позволим летучим веществам испариться и никакого закипания не произойдет.

Вышесказанное в равной степени относится и к межслойной выдерже, поскольку недостаточная просушка между слоями также может привести к кипению. Так что после нанесения первого слоя не стоит очертя голову тут же накладывать второй. Иначе мы закроем выход сольвентам из нижнего слоя, что неминуемо приведет к разрыву пленки.

Достаточная и недостаточная выдержка между слоями

Поэтому, повторюсь, для MS-лаков мы должны оставлять между слоями около 10 минут на испарение (при 20°С). И чем ниже температура и хуже вентиляция в окрасочном помещении, тем больше потребуется времени. Например, для 15°С этот промежуток должен быть в среднем не менее 15 минут.

Самый верный признак — первый слой должен стать сухим «на отлип». После этого смело можно наносить второй слой.

Основные ошибки при работе с лаками MS

Главные ошибки при работе с лаками серии MS связаны как с недостаточной выдержкой между слоями или перед горячей сушкой, так и с неправильной толщиной наносимых слоев. К чему приводят первые мы уже сказали, теперь поговорим о вторых.

Часто маляры первый слой наносят тоньше, чем рекомендуется, после чего наносят второй — с хорошим розливом и глянцем, в надежде их сохранить. Подобное нанесение чаще всего приводит к превышению допустимой толщины второго слоя, что грозит все тем же «вскипанием» и помутнением лака, а само покрытие при этом выходит недостаточно твердым, сильно подверженным появлению сколов и истиранию в процессе эксплуатации.

Поэтому не забывайте, что правильное использование бесцветного лака класса MS, — это нанесение двух полноценных, одинаковых по толщине слоев с выдержкой между ними.

То есть первый слой наносим так же, как наносили бы последний — с хорошим розливом и глянцем, ждем подсыхания «на отлип», после чего наносим точно такой же второй слой.

Количество слоев лака MSMS-лаки, как и акриловые эмали, наносятся в два равных по толщине мокрых слоя

В чём основная разница лака hs и ms

Чтобы понять, в чём основная разница лаков hs и ms, рассмотрим их характеристики в сравнении.

  1. что выбрать для покраскиHS более экономичный, так как наносится меньшим количеством слоёв.
  2. HS быстрее высыхают.
  3. Твёрдый класс даёт более глубоких блеск.
  4. MS легче полируются и лучше поддаются дальнейшей обработке.
  5. На hs покрытиях сильнее видны мелкие царапины.
  6. MS имеют менее высокую цену.

Клиенты чаще выбирают для полноценной покраски составы с маркировкой hs, а для частичной ms. Однако вторую категорию также можно использовать и для полной покраски автомобиля.

Правила работы с быстросохнущими (экспресс) лаками

Как можно понять из названия, главной характеристикой экспресс-лаков является высокая скорость их сушки. Эта их особенность повышает производительность ремонта, но не дает наносить такой лак на весь кузов — по причине короткого времени межслойной сушки и опасности появления «перепыла». Поэтому основная область применения таких лаков — быстрые ремонты 1-2 элементов.

Также быстросохнущие лаки востребованы в тех мастерских, где имеются проблемы с соблюдением температурных режимов и наличием пыли в покрасочном помещении. Быстрое подсыхание таких лаков «от пыли» дает возможность выполнять качественные ремонты без покрасочной камеры. Количество включений пыли, которые нужно заполировывать, при этом будет минимально.

При работе с быстросохнущими лаками прежде всего помните: эти материалы обладают очень непродолжительным «временем жизни». Поэтому разбавляйте «быстрый» лак только перед применением, ни в коем случае не заблаговременно. Только когда базовый слой подсох и готов к лакировке, можно приготовить лак и сразу же нанести его.

Нанося такой лак, внимательно следите за процессом. Поскольку лак сохнет очень быстро, важно качественно нанести первый слой (память первого слоя). Если он нанесен некачественно, вторым слоем исправить положение будет очень сложно, а иногда и невозможно.

Мы рассмотрели приемы работы с основными типами прозрачных лаков, которые сегодня применяются в авторемонте. О некоторых лаках, которые остались за рамками статьи (например керамических), мы будем говорить отдельно.

Подводя итог хотелось бы еще раз напомнить, что лак — это завершающий слой ЛКП, и по его внешнему люди часто судят о качестве проведенного ремонта в целом. В то же время лак является лишь частью лакокрасочного «пирога», а результат покраски зависит и от множества других моментов, например от качества нанесения слоя базовой эмали. Но об этом — отдельный разговор.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Загрузка ...