Первая типография в России появилась почти полтысячи лет назад

Ивана Федорова принято называть первопечатником, хотя типографии на Руси существовали и до него

История создания

Первое печатное издание

Первое напечатанное издание стало результатом трудов наиболее образованных представителей нации на тот период. Молодой правящий царь задался целью объединить многочисленные православные народы, проживающие по соседству, в единое могущественное государство. Для этого требовалось светское и церковное просвещение, поэтому священству нужно было предоставить печатные качественные носители информации.

Подготовительный этап к книгопечатанию составил практически десятилетие. Перед печатанием первого экземпляра проводилось строительство типографии с последующим ее обустройством. Уже в 1563 году изобретатель и печатник Иван Федоров вместе со своим другом Петром Мстиславцем приступил к созданию уникальной на тот момент и не имеющей аналогов книжки, которая стала называться «Апостол».

Книгопечатники потратили на это практически год. Федоров в своё детище вложил все свои умения и знания, приобретенные за жизнь. Создание первой печатной книги на Руси, которую смело можно назвать шедевром, стало знаменательным событием.

Внушительный по весу и размерам том был помещен в деревянный оклад, поверх обтянутый тонкой натуральной кожей и украшенный золотым тиснением. Заглавные буквы были декорированы цветами и травами. Началом книгопечатания в России по дате и веку официально считается 1 марта 1564 года. Если говорить о современной истории РФ, то день православной книги отмечают 14 марта. Уникальный экземпляр «Апостол» сохранился в прежнем виде до настоящего времени, его можно увидеть в Историческом музее Москвы.

Предпосылки книгопечатания в России

В свете того, что католический мир обрел первые печатные книги, король Дании Христиан III направил послов с письмом в Москву, к молодому Ивану Грозному. Произошло это в 1552 году. Король склонял Ивана IV к принятию католической веры и насаждению ее на русских землях. С этой целью Христиан III предлагал выпустить несколько тысяч печатных Библий и церковных книг на русском языке. Царь отверг предложение датчан и приказал развивать на Руси, в Москве, собственное книгопечатное дело за счет государственных средств. Так было положено начало книгопечатанию в России.

Иван IV (Грозный)

Первые типографии в России  21.09.2017 22:52

Первые типографии в России

Существует мнение о том, что первым печатным изданием в России является книга «Апостол», отпечатанная Иваном Федоровым и Петром Мстиславцем в Москве в 1564 году, и именно этот год принято считать годом появления первой типографии в России, однако сохранились и другие книги, схожие по шрифту с «Апостолом» — это Евангелие и Постная Триодь. В одной из этих книг есть вкладка датированная 1563 годом. 
Появление типографий, на тот момент книгопечатания, было вызвано тем, что переписчики по своему обыкновению не всегда точно переписывали писания, было много ошибок. И тогда Стоглавый собор постановил — «впредь святыя книги изложилися праведне».
Первые мастера типографского дела были, в первую очередь, отличными гравёрами, а также и редакторами книг.
Иван Грозный устроил первую типографию, для которой было построено отдельное здание рядом с Никольским греческим собором, где в последствии находился Московский печатный двор. Эта типография, судя по шрифтам и чистоте печати, была весьма богата. 
В 1679 в Новгороде-Северском была основана типография архиепископом черниговском Лазарем Барановичем, которая в последствии была перевезена в Чернигов и получила название Свято-Троицкой. Типография предназначалась в основном для печатания сочинений архиепископа. По некоторым данным архиепископ потратил на типографию порядка четырех тысяч золотых.
Значительный скачок в развитии типографского дела был при Петре I, в 1711 году была основана первая типография в Петербурге, которая потом получила название Синодальная типография. Также, Петр в 1708 году заказал в Амстердаме первый гражданский шрифт, и книги, отпечатанные этим шрифтом, принято считать библиографической редкостью.
Если же при Иване Грозном печатались лишь священописания, то при Петре появились печатные книги на военную тематику, яркий пример этому «Краткое собрание Льва миротворца, августейшего греческого кесаря, показующее дел воинских обучение» или «Книга учащая морского плавания».

Типографии в наше время

На сегодняшний день в одной лишь Москве насчитывается несколько тысяч типографий, не говоря уже о России в целом. Технологии шагнули далеко вперед, и для того, чтобы быть среди лучших, необходимо применять новейшее оборудование и технологии, а также, иметь в своей команде профессионалов своего дела. Команда профессионалов «Викас-Принт» идет в ногу со временем и всегда готова выполнить заказы любой сложности и объемов в кратчайшие сроки. Ознакомиться с нашими услугами вы всегда можете на нашем сайте, а также, наши специалисты всегда готовы проконсультировать вас по телефону.

Если вам необходимо заказать полиграфическую продукцию, разработать дизайн-макеты продукции оперативно, то вы сможете смело обращаться к специалистам «Викас-Принт».  Любые консультации бесплатны. Наша рекламно-производственная компания выполняет работы по оперативной цифровой печати. Мы располагаем новейшим парком оборудования, который позволяет нам печатать быстро и качественно большие тиражи популярной полиграфической продукции: визитки, каталоги, буклеты, блокноты, папки, брошюры, листовки, календари. Качество, скорость, надежность и приемлемые цены — наши сильные стороны. 

Обращайтесь к нам, позвонив по тел. 8 (495) 787-64-77 или отправляйте заявки на почту info@vikasprint.ru. Наши специалисты свяжутся с вами в течение 5 минут.

История типографии и печати в России

История Печати и история возникновения типографии в Москве берет отсчет своего развития с 1553 года 16-го века.

Это сейчас в Москве такое многообразие типографий! А тогда, в далекие времена царя Иоанна Грозного, в 1553 году открылась самая первая Типография в Москве, создателем которой был Иван Федеров, первый в России основатель книгопечатания.

История

XVI—XVIII века

Первая русская типография была основана в 1553 году по указу Ивана Грозного. Причиной послужило большое количество ошибок в рукописных книгах для богослужения по вине неграмотных переписчиков. Подобные погрешности вели к разночтениям в текстах, ереси и возможному расколу. Царь совместно с митрополитом Макарием решили исправить огрехи с помощью книгопечатания[4][5]. Помещение построили на деньги казны в Китай-городе по соседству с Николо-Греческим монастырём. Впоследствии оно стало называться Печатным двором. Первой книгой, в послесловии которой были выходные данные типографии, является «Апостол». Она была издана в 1564-м Иваном Фёдоровым и Петром Мстиславцем[6]. Первые же фолианты, не имевшие выходных данных, а потому называемые «анонимными», были напечатаны в 1550—1560 годах. По состоянию на 2018 год найдено семь таких «дофёдоровских» книг[7][8]. Печатный двор также упоминается в записках опричника Генриха фон Штадена «О Москвии»:

Появление первой печатной книги вызвало бурный протест у переписчиков, опасавшихся, что новое ремесло может лишить их заработка. Народное волнение в итоге закончилось поджогом помещения типографии, и, по одной из версий, послужило причиной отъезда из Москвы Фёдорова и Мстиславца. В 1568 году на месте сгоревшего здания было построено новое, которое пострадало во время пожаров 1571-го[10][11]. На это время Печатный двор переехал вслед за царём в Александровскую слободу[12]. В 1611 году в Смутное время восстановленная типография снова сгорела и мастерские переехали в палаты Кремля. Однако к 1619-му комплекс реконструировали[13].

До 1612 года текст набирался двумя шрифтами, изобретёнными Фёдоровым и Мстиславцем[14]. Имена первых гравёров, вырезавших изображения для изданий, не сохранились. Одним из известных мастеров является печатник Андроник Невежа, который поставил свою подпись на гравированном изображении апостола Луки в переиздании «Апостола» 1597 года[15][16].

Синодальная типография в первой половине XIX века

Синодальная типография в первой половине XIX века

В 1620 году возвели двухэтажное каменное строение. В его помещения перевезли семь типографских станков и переехало 80 работников типографии из Дворцовой палаты Кремля. В 1626-м пожар уничтожил все деревянные постройки Печатного двора. В 1642—1645 годах архитекторы Трефил Шарутин и Иван Неверов по указу царя Михаила Фёдоровича построили двухэтажный каменный дом, выходящий фасадом на Никольскую улицу. Над воротами располагались изображения льва и единорога[17]. В народе данная символика была принята за английский герб. Пошла молва, что некогда это здание принадлежало английским послам, но Алексей Михайлович, разозлённый новостью о казне англичанами своего законного короля Карла I, отнял его у них.[18] Однако археолог Василий Румянцев (1822—1897) писал, что единорог как символ единодержавной власти появлялся на печати Ивана Грозного, а лев и единорог встречались на царских гербах, зданиях и тронах[4][19]. Башня здания была увенчана двуглавым орлом, а архитектурой напоминала Спасские и Троицкие ворота Кремля. В новых каменных палатах расположились Правильня и Печатный приказ[20]. Примерно в то же время была создана библиотека, в которой хранились изданные книги[21].

Типография существовала на средства казны и называлась Государевым печатным двором. Издание книг всегда происходило по царскому указу. После печати рассчитывалась цена тома. Монарху и патриарху преподносили по одному экземпляру в лучшем переплёте. У государя спрашивали разрешение назначить цену, и только после этого книга поступала в продажу[22]. Такой порядок просуществовал до 1653 года, когда Печатный двор по царскому указу был передан духовенству. С этого момента патриарх Никон стал распорядителем в типографии и имел право самостоятельно издавать указы о создании новых книг и их продаже[23].

По указу патриарха Иоакима в 1681 году при Печатном дворе было создано греческое училище — так называемая Типографская школа иеромонаха Тимофея. Она считается одной из первых российских профессиональных школ[24][25].

За время существования Печатного двора были изданы такие книги, как Триодь постная, Триодь цветная, Евангелия, Псалтырь, Часовник и другие. С 1702 году в стенах типографии стали издавать первую российскую газету «Ведомости»[26][16]. В целом с 1564 по 1711 год было отпечатано около 700 изданий, среди которых были так называемые четьи книги, полемические сочинения, переводы, учебная литература. Именно при московском Печатном дворе сложился стиль русских кириллических изданий[13].

Синодальная типография

Синодальная типография, 2014 год

Синодальная типография, 2014 год

В начале XVIII века Печатный двор передали в ведение Духовной коллегии. В 1721 году он был подчинён Святейшему Синоду, а типография преобразована в Синодальную[27].

В конце XVIII — начале XIX веков корпуса по Никольской улице были разобраны и в 1811—1814 годах на их месте возвели монументальное здание Синодальной типографии по проекту архитекторов Алексея Бакарева и Ивана Мироновского. Оба архитектора не раз использовали мотивы готики в своих архитектурных проектах, однако Синодальная типография, пожалуй, самый яркий пример такой архитектуры. Здание было возведено на месте сгоревшей в пожаре во время Отечественной войны 1812 года старой постройки Шарутина, в которой располагался Московский Печатный двор. Вероятно именно то, что архитекторам, по сути, было поручено «восстановить» палаты XVII века, повлияло на специфику архитектурного декора нового здания (в XVIII в. «готикой» в России часто называли, в том числе, и русскую архитектуру XVI—XVII веков). Архитекторы взяли мотивы европейской готики, при этом построив фасад по законам классицизма. В структуру нового здания были добавлены подлинные исторические детали (две потемневшие каменные плиты со старинными надписями, вмурованные в фасадную стену), а также элементы, воссоздающие те, что были утрачены в сгоревших палатах. Среди них знаменитые солнечные часы (укрепленные над порталами здания), эмблема печатного двора — рельефные фигуры льва и единорога (в центральной части фасада) и герб России (во фронтоне). Возведение здания типографии было завершено только в 1814-м[28]. Постройки воспринимались как единый архитектурный ансамбль с башнями и стенами Китай-города. Типографию неоднократно достраивали и реконструировали в русском стиле. Фасады комплекса со стороны внутреннего двора сохранили барочный облик. Дворовую часть восточного корпуса в 1871-м оформил архитектор Михаил Чичагов[4][29].

Переделку палат у Китайгородской стены произвёл в 1872—1875 годах архитектор Николай Артлебен. По его проекту была реконструирована Прави́льная палата (Теремок) и возведено новое шатровое крыльцо. Над росписью интерьеров работали палехские мастера. Подземные части Теремка датируются концом XV века, что позволяет говорить о подвале, как об одном из древнейших сооружений Москвы[30][31]. Надстройка третьего этажа и оформление торцевых сторон боковых корпусов выполнены в 1890-х годах архитектором С. С. Слуцким[32].В 1917 году Синодальная типография была закрыта, в её стенах разместились советские архивные учреждения, а с 1931-го — Историко-архивный институт (РГГУ)[33].

Сторонники печатного дела в России

Московская знать и деятели культуры XVI века после царского указа разделились во мнениях на два лагеря. В числе тех, кто одобрял книгопечатание, был митрополит Макарий. Церковь испытывала потребность в большом количестве божественных книг, которую не могла удовлетворить даже армия переписчиков. Покоренное и присоединенное к России Казанское ханство нуждалось в православных проповедниках. Книги были нужны церкви огромными тиражами. И удовлетворить этот спрос могло только развитие книгопечатания в России. Переписчики были не в состоянии охватить такие масштабы. К тому же книги, переписанные вручную, зачастую содержали описки, дописанные фрагменты текста и неверное изложение первоисточников.

См. также

  • Монетный двор — занимает соседний квартал Китай-города

Дьякон, столяр и переплетчик из рода Шренява

Первое печатное издание на Руси

Организовать процесс изготовления специального станка и затем печатных книг доверили Николо-Гостуновскому дьякону кремлевской церкви Федорову Ивану. До того церковный дьякон много лет служил переплетчиком, переписчиком, а к тому же и столяром.

О том, в каком году и в каком веке появилось книгопечатание на Руси, можно прочесть в первом точно датированном печатном издании. Но дату рождения Ивана Федорова установить можно только приблизительно. Не сохранилось информации о первых 32 годах жизни первопечатника. В отечественных источниках нет метрических записей, по которым можно было бы отследить биографию первого книгопечатника. Однако, согласно Е. Л. Немировскому, в Краковском университете есть книга, содержащая запись о присвоении Ивану Федорову степени бакалавра. Эта запись соответствует 1532 году, из чего можно сделать предположение, что родился дьякон примерно в 1510 году. Элементы герба польского княжеского рода Шренявитов, используемые при оформлении данной записи, свидетельствует о возможной принадлежности Ивана Федорова к роду Шренява. Знатный род включал десятки фамилий шляхтичей из Белоруссии, Украины и Польши.

основатель первой типографии в России


А уже в марте 1564 года в Москве вышла самая первая книга «АПОСТОЛ», ставшая достойным произведением искусства, поражавшим своей красотой гравюр, шрифта и общим, достойным оформлением книги.
После выхода в свет книги Апостол, Иваном Федоровым было изданы несколько религиозных  книг, и открыта другая Типография в древнерусской крепости Александровской слободы, ставшей сейчас музеем заповедником.

Изобретатель первых книг

Основоположник древнерусской печати — изобретатель, ученый и дьякон И. Федоров. Даже по меркам настоящего времени этот человек был высокообразованным и увлеченным своим делом. Он получил университетское образование Кракове, расположенном на территории современной Польши. Помимо русского языка Федоров свободно владел древнегреческим и латынью.

Печатнику легко давалось малярное, столярное и литейное мастерство. Он самостоятельно справлялся с выплавкой и нарезкой матриц для будущих букв, умел связать переплеты для издаваемых книжек. Благодаря таким навыкам Федоров полностью овладел печатью изданий. Неудивительно, что сегодня при упоминании о начале книгопечатания на Руси сразу же всплывает в памяти имя этого человека.

Развитие типографии

Создание первой печатной книги на руси

Первая печатная мастерская в Москве появилась в 1565 году, ее основателем стал государь Иван Грозный. Месторасположением этой типографии стала территория, прилегающая к Кремлю, находящаяся недалеко от Никольского монастыря. Строительство было проведено на денежные пожертвования правящего царя.

Типографией управлял церковный издатель Иван Федоров, который потратил долгих 10 лет, чтобы организовать обустройство усовершенствованной мастерской с соответствующим оборудованием. Здание книгопечатницы выстроено из камня, в народе его называли избой-печатней. Именно в ее стенах появились известные произведения, имеющие большое значение:

  • детская «Азбука»;
  • «Апостол»;
  • «Часовник».
Появление книгопечатания в России

К началу XVII века было выпущено 18 книг. Через некоторое время печатнику Федорову вместе с верным другом и помощником пришлось бежать из столицы, прячась от гнева правителя. Причиной тому стали злые слухи, распускаемые недоброжелателями. Первопечатники смогли каким-то образом вывести изготовленное оборудование на территорию Московского княжества. Вскоре после этого события типография, функционирующая на Никольской улице, сгорела, причем не без помощи книгоборцев.

Впоследствии И. Федоров открыл новый печатный дом, но уже во Львове. Здесь было издано несколько экземпляров «Апостола», вступительная часть которых содержала историю о гонениях книгопечатника.

«Апостол» Ивана Федорова

Первая печатная книга в России увидела свет 1 марта 1564 года. Книга называлась «Апостол». На ее издание ушел целый год.

Первопечатник Иван Федоров

В послесловии книги излагались события, предшествующие ее напечатанию. В нем говорилось о том, что царь Иван Васильевич повелел печатать священные книги и хранить их в церквях. Но невежество переписчиков стало причиной неверного или умышленно искаженного изложения. Узнав о том, царь поручил митрополиту Макарию привести божественные издания в соответствие с византийскими и греческими первоисточниками. К печати второй книги царь повелел приступить 7 августа 1565 года. Книга называлась «Часовник». Работа над ней заняла менее двух месяцев. Книга была закончена 29 сентября.

Федорову удалось освоить новое ремесло и вывести русское книгопечатание на достойный уровень, о чем сохранились воспоминания итальянского купца Барбарини, посетившего первую русскую типографию. Барбарини впоследствии писал с удивлением о том, что русские всего лишь год, как основали Московский печатный двор, однако книги там печатаются с небывалой ловкостью.

Детище Федорова и Мстиславца

Изготовление печатного станка

Изобретение Иваном Федоровым станка для выпуска печатных изданий

Первое оборудование для создания книг конструктивно не представляло сложности. Это был станок с небольшим количеством наборных касс. Основой древнего приспособления выступал винтовой пресс. Станок Федорова сохранился до сегодняшнего дня.

Увидеть сейчас эту ценность человечества, соприкоснуться с историей книгопечатания в России предлагает Исторический музей во Львове. Станок по весу превышает 100 кг, а его шрифт создан таким способом, что пропечатанные буквы сильно походят на прописные. Они похожи на русское простое письмо ручного типа:

  • неизменным остался наклон в правую сторону;
  • буквы одинаковые и равные по размеру;
  • четкое соблюдение междустрочных расстояний и полей;
  • основной текст выполнен черным цветом;
  • прописные литеры и заголовки напечатаны красной краской.

Двухцветное книгоиздание первым удалось изобрести Ивану Федорову. До него в мировой практике не встречалась многоцветная печать на страницах изданий. Отменное качество выполненной работы и применяемых материалов подтверждено тем, что первая отпечатанная книга под названием «Апостол» сохранилась до сегодняшних дней.

XVI век стал знаменательным для исторических страниц Москвы и всей Руси в целом. Изобретение Федоровым печатной машины совпало с возведением собора Ивана Блаженного.

Последователи Ивана Федорова

Памятник Ивану Федорову

В 1596 году в типографии Вильно был издан «Славяно-русский букварь». Первый Букварь, изданный Московским печатным двором, увидел свет в 1634 году. Составил его дьяк Василий Бурцов. Это было пособие для изучения славянской грамоты, иллюстрированное гравюрами, – первая книга светского содержания. Букварь был издан тиражом в несколько книг. Так было положено начало светскому книгопечатанию в России.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Загрузка ...