Темперные краски

Темперные краски представляют собой уникальную разновидность красящих составов, с помощью которых можно создавать самые красивые, прочные и долговечные картины и фрески.

Темперные краски

В период создания темперные краски представляли собой цветные порошки, которые замешивали на яичной белке. В цветах, где присутствуют желтые и коричневые оттенки, добавляли и желток. Поэтому выглядят эти тона гораздо ярче остальных. Особенно интересно выглядят лица, написанные темперой. Цвет желтка виден в раскраске.

В те времена картины мастеров можно было различать сравнительно легко. Городские художники в своих работах использовали яйца от кур, выращенных внутри города. Их отличает бледность лиц. Причина не только в плохом внешнем виде изображаемых людей. Она еще и в том, какие желтки имеют куриные яйца. У городской птицы они блеклые.

Совсем иначе выглядят портреты, написанные вне городов. Здесь более яркие краски. Лица отличаются здоровыми оттенками. Для замешивания красок использовали яйца от птицы, живущей на воле, она получает в питании больше витаминов.

В территории сегодняшней Испании, а также в Египте более двух тысяч лет назад стали выполнять замешивание темперы на жирах. До сегодняшних дней дошли картины, написанные с применением овечьего жира. Есть даже экзотический жир, полученный из крокодилов. Эти картины отличаются высокой насыщенностью цвета.

На самом деле египетские рисунки заметно отличаются от европейских. В них чаще присутствуют холодные цвета. На Африканском континенте есть места, где несложно добыть пигменты синего цвета. В Европе их могли приводить только из северных территорий. Поэтому картины, фрески, панно имеют больше коричневых цветов. Создается ощущение, словно жители проживали в постоянной серости или везде присутствовала сплошная глина или пыль, которая давала основной фон всем сюжетам.

Нечто подобное и сегодня можно наблюдать в рисунках жителей Центральной Азии. Их картины несут в себе большое количество желтой пыли.

Греческие художники часто готовили свои краски, используя оливковое масло. Картины получались, словно покрытые лаком. Но подобная масляная основа высыхала довольно долго. При написании такими типами красок нельзя использовать мольберт, полотно должно лежать плашмя, иначе появятся подтеки. На многих старинных произведениях из Византии можно увидеть следы мух. Они не давали застыть краскам. Поэтому часто изображения получались несколько смазанными, ведь в работе кроме художника свой след внесли и насекомые.

Многие видели Регистан (кто-то на иллюстрациях, а кому-то повезло оказаться в древнем городе)  – это площадь в центре Самарканда. На ней расположено высшее духовное училище мусульман (медресе Улугбека). Его возвели в 1420 году. Тут нет рисунка в обычном понимании, но темпера присутствует. Лицевые поверхности зданий облицованы мозаикой. А каждый камень мозаики покрашен темперой на яичном желтке. За шестьсот лет сохранилась первозданная красота этих сооружений.

Современные реставраторы вносят самый минимум дополнений, чтобы сохранить для потомков созданную в Средневековом прошлом красоту. Конечно, сухой климат с минимальным количеством осадков оказал большое влияние на сохранность этих зданий. Но сама краска продемонстрировала высокую стойкость к атмосферному влиянию.

Церковь Ивана Великого снаружи окрашена в белый цвет (1508 г. постройки). Но внутри она расписана настенными иконами, покрыта ликами святых. Темперная краска в руках иконописцев сохранилась великолепно. Даже трудно представить, сколько людей трудились при росписи всех стен. Везде ощущается единый стиль написания.

Крупные реставрации проводили в 1613…1618 гг. после изгнания поляков, а также в 1813…1815 гг. после изгнания Наполеона. В настоящее время периодически храм закрывается для проведения реставрационных работ. Современные мастера стараются повторить стиль предков, не нарушить стиль, дошедший из далеких веков.

Темперные краски используют современные живописцы. Однако, их основа уже заметно отличается от древних технологий создания художественной краски. Конечно, некоторые пытаются представить изображение под старину, но современный стиль все равно заметен. Другая манера исполнения рисунка.

Особенности красок и их применение

В переводе с итальянского «темпера» означает «смешивать». По сути, под темперной техникой понимают вид живописи специальными эмульсионными красками на основе водорастворимых пигментов и различных связующих веществ, обладающих повышенной стойкостью. В качестве связующего компонента могут выступать как синтетические, так и натуральные вещества:

  • желток куриного яйца;
  • древесные и растительные соки;
  • масла;
  • клеевые растворы и т. д.

Приготовление темперных красок из натуральных компонентовПриготовление темперных красок из натуральных компонентов

Пигменты в составе темперы тоже могут иметь разное происхождение — природное или искусственное. При соединении всех компонентов получается эмульсия, причем отдельные составляющие ее не смешиваются между собой полностью (например, вода и масло). Темперная живопись включает различные приемы, подразумевает применение разнообразных фактур. Лучше всего темперные краски подходят для рабочих основ с большой впитывающей способностью и для полотен, обработанных грунтом. После сушки картина становится матовой, бархатистой на вид и напоминает произведение, выполненное гуашью, только с несколько измененными оттенками.

Темперные краски очень быстро сохнут. Это нужно учитывать при смешивании и разбавлении тонов и подготовке рабочего материала. Смешивать краски на холсте, как масляные, практически невозможно. Такой материал нельзя наносить слишком толстым слоем: он малопластичен, поэтому может потрескаться. Лучше всего использовать темперу в лессировочной технике и для прорисовки мелких деталей.

Лессировка темперойЛессировка темперой

У темперных красок есть и другие особенности:

  • не размываются водой;
  • легко проникают в древесину и удаляются только шлифованием;
  • плотные, имеют высокую кроющую способность;
  • не текстурные, на них не остается следов от кисти;
  • не меняют тона под лаковым слоем.

Работать с темперой довольно сложно, особенно для новичков. К такой краске нужно привыкнуть и все получится. Потренироваться стоит на гуаши, а после оттачивания мастерства можно переходить на темперные краски.

к содержанию ↑

советы и уроки

Материалы для каллиграфии

Мир каллиграфии настолько широк, что зачастую новичку очень сложно определиться, какие именно базовые инструменты необходимы в первую очередь для освоения этого вида искусства. Многие мастера, на которых хочется равняться, уже давно отточили навыки и письмо и собрали свой арсенал полюбившихся материалов. Однако на них ориентироваться очень тяжело, так как для освоения и первых шагов нужны совсем другие инструменты.

Спиртовые (алкогольные) чернила

Все о спиртовых чернилах, техниках работы с ними и о популярных брендах алкогольных чернил в Передвижнике.

Катерина Брайко о кистях для масляной живописи Daler-Rowney

Сложно ли работать настолько большими кистями? Катерина Брайко поделилась впечатлениями от кистей Daler-Rowney серий Georgian и System3 по-настоящему больших размеров.

×

Адрес страницы

Ошибка

Комментарий

E-mail

Заполняется для получения отчета об исправлении

Перейдите на страницу входа для ввода логина и пароля.
После чего вернитесь в это окно.

История появления темперы

Масляная живопись появилась в Европе в 15 веке и быстро стала популярной среди художников. До этого времени мастера прошлого использовали самодельные краски, которые смешивались вручную из самых разнообразных компонентов. Поэтому точный срок развития темперной живописи назвать сложно, но рисунки, сделанные такими красками, исходят еще из Древнего Рима, Египта, Греции. Археологи находят саркофаги, расписанные темперой, а также множество раскрашенных старинных фресок и предметов обихода. Возраст этих изделий составляет более 4000 лет.

Фрески темпера

Вплоть до 15 века темперные краски повсеместно применялись для написания икон, росписи стен и потолков храмов, создания настенной живописи и даже в народном творчестве. В краску добавляли вино, квас, яйца, воду и другие доступные и недорогие компоненты, что обуславливало высокую популярность материала. Темпера держалась хорошо, сохраняя свой вид в течение многих лет, а смешать ее было очень просто.

Иконопись темперными красками

В 15 веке фламандский художник Ван-Эйк сделал состав материала более совершенным — добавил в него масло, после чего краски постепенно стали масляными, а темпера утратила актуальность. Впоследствии темперная живопись сохранилась преимущественно в Греции, России, а также стала применяться только для церковной росписи.

к содержанию ↑

Как использовали темперу Старые мастера

Художники эпохи возрождения работали темперными красками на загрунтованной и идеально отшлифованной поверхности. Подготовка полотна –обязательное условие в технике Высокого мастерства. Если этого не сделать, краска будет ложиться толстым слоем, что приведет к выходу композиции из воздушной перспективы, а значит – ухудшению зрительного восприятия. Кроме того, со временем краска начнет отслаиваться, и картина придет в негодность.

Уникальность техники Старых мастеров заключается в нанесении тончайших просвечивающихся слоев, благодаря чему достигается объем и гармония цвета, зарождаются новые оттенки. Художники эпохи возрождения работали сухой кистью и использовали специальные составы на основе темперы, что позволяло им наносить и удалять буквально микроны красящего пигмента.

В основанной на методике Старых мастеров технологии оптических просветов для приготовления темперных смесей (колеров) используются:

  • чистые белила;
  • охра светлая + белила (более светлый краситель);
  • охра светлая + белила (более темный краситель);
  • охра светлая + черная краска.

Первой смесью прорабатываются света, вторая и третья предназначены для полутонов (от более светлых к более темным), а третья – для глубоких теней. Для приготовления оптических составов масляные краски не подходят, потому что являются кроющими, а суть технологии заключается во взаимодействии просвечивающихся слоев. Только в этом случае будут работать лессировки, обеспечивающие глубину пространства, и имприматура, которая дает внутреннее свечение. И только таким способом можно создавать гармоничную природе живопись.

Как использовали темперу Старые мастера

Достоинства и недостатки краски

Темперные краски обладают рядом неоспоримых достоинств, которые привлекали живописцев во все времена:

  1. Быстрая сушка. Это свойство дает возможность рано начать обработку или транспортировать картину, а также применять разные виды письма, где одно место прописывается несколько раз.
  2. Свобода действий. С применением темперы мастер может не следовать строгой системе, а работать в смешанных техниках.
  3. Стойкость. Краски не боятся температурных перепадов, смены режима влажности, не выгорают от яркого света. После высыхания на поверхности картины формируется твердый, нерастворимый в воде слой, который накрепко соединился с основанием.
  4. Прочность и долговечность. После покрытия лаком темперные картины будут служить десятки лет.
  5. Красота. Живопись темперой не темнеет и не желтеет со временем, не меняет своего тона и выглядит просто потрясающе.
  6. Отсутствие усадки. Темпера немного уменьшается в объеме лишь сразу после высыхания, а в дальнейшем полностью сохраняет свою форму. Этим она выгодно отличается от масляных красок, которые меняют объем длительное время.

Недостатки у темперы тоже имеются. Для защиты картин от механических повреждений все-таки стоит покрыть их лаком. На одной картине не рекомендуется использовать краски с разными составами, иначе есть риск расслоения или свертывания. Быстроту высыхания краски тоже можно отнести к минусам, ведь это усложняет работу для новичка.

к содержанию ↑

Виды темперных красок

Материал может включать разные составляющие, от чего меняются его свойства. В зависимости от состава выделяют несколько разновидностей темперных красок.

На основе яичного желтка

В данном случае связующим веществом выступает желток яйца. Его соединяют с водой, уксусом, отдушкой и пигментом, иногда добавляют природные смолы. Яичная темпера очень эластичная и прочная, но может немного пожелтеть со временем. Чаще всего такие материалы применяются в иконописи. В современные яичные краски вводят консерванты и расфасовывают их в тубы. Также можно делать красящие смеси на основе целого яйца или одного лишь белка — они лучше подходят для рисования фресок.

Яичная темпера

к содержанию ↑

С казеином — синтетическим белком

Казеиново-масляная темпера готовится из молочного казеина и отбеленного льняного масла, после чего в нее вводится цветной пигмент. В современные краски также добавляется фенол, который является антисептиком и позволяет продлить срок службы материала. Данный вид составов является довольно прихотливым в работе. Для него подходят только специально подготовленные холсты и картоны, бумага.

Молочный казеин

Объемные мазки таким составом лучше не делать, так как они быстро отслоятся от поверхности. Срок годности материала равен 6 месяцам, и по истечении пигмент начинает свертываться. Просроченной краской рисовать нельзя — она идет комками, расслаивается. Если же соблюсти все условия применения, то казеиново-масляная темпера будет прочно держаться десятилетиями, отлично сцепится с холстом и не потемнеет со временем.

к содержанию ↑

На основе воска

Состав такой краски представлен пчелиным воском, растительными маслами, органическими смолами, водой и пигментами, а также рядом других компонентов. Восковая темпера считается современным видом красящих средств и обладает массой достоинств. С ней приятно и легко работать, она отлично ложится на загрунтованное основание, подходит для росписи стен. Благодаря прозрачности материал позволяет создавать сложные оттенки и переходы, а также объемные изображения. Такие составы сохнут дольше обычной темперы, при этом не менее стойки к факторам окружающей среды и могут смешиваться с водными и масляными красками.

Воск пчелиный

к содержанию ↑

Из клея ПВА и акрила

Поливинилацетатная темпера — это «родственница» акриловых красящих материалов. Она имеет среднюю стойкость к повреждениям и низкую светостойкость, поэтому больше подходит для росписи декора. Темпера с ПВА очень быстро сохнет, и применять ее надо максимально скоро. Зато средство идеально для создания эффекта лессировки из-за достаточной прозрачности. Краска не подвержена расслоению, отлично держится на поверхностях, а при покрытии лаком обретает очень красивый блеск.

Современные акриловые темперы являются самыми популярными среди профессионалов. Они обладают чистым цветом и могут пигментироваться в насыщенные оттенки. Акрил стоек к механическим повреждениям, не царапается. У акриловых красок есть ряд минусов. После высыхания они несколько светлеют, поэтому нижние слои начинают проступать на верхних. При работе с холстом вода из красок может вызвать его провисание. Отмыть краску от палитры довольно сложно, поэтому лучше не дожидаться ее полного засыхания.

Темпера на акриловой основе

к содержанию ↑

Как рисовать темперными красками

Как рисовать темперой - фото
Член Союза Художников России, Парамонова Анна, пишет иконы на заказ темперными красками

Писать темперой можно по-разному: например, почти прозрачными лессировками, наносить краску ровно, но плотно, а также, грубыми, рельефными мазками в пастозной технике.

Помните, что темперная краска быстро сохнет, поэтому и работать ей лучше быстро. Зато можно не бояться смешения слоев краски, а также не ждать, пока высохнет очередной слой.

Любой вид темперы прекрасно ложится на хорошо загрунтованную поверхность, поэтому, прежде чем пользоваться краской, подумайте о грунтовке холста. Если поверхность будет плохо загрунтована, краска при высыхании изменит свой цвет.

Темперная живопись - фото
 Дизайнер, Екатерина Корбут, «Портрет Ковалевской Л.П.», темпера

Как рисовать темперными красками

Жидкие темперные краски обладают отличной текучестью, формируют тонкий, четкий штрих. Чтобы качество рисунка было высоким, основу (холст, бумагу, картон, штукатурку) обязательно покрывают специальной грунтовкой на клеевой или эмульсионной основе. Вместо грунтовки можно использовать разбавленную водоэмульсионную краску с акрилом. Также рисовать темперной краской можно по дереву, тоже пропитав его грунтом. Оттенки для работы заранее подбирают на палитре. Применяют кисти из щетины, а для прорисовки маленьких деталей — колонковые кисточки.

Для нанесения рисунка подойдут как жидкие краски, так и более густые — ими трудятся в пастозной технике. Если изображение светлое, грунт должен быть белым. Получить требующийся оттенок можно путем лессировки. Не менее часто наносят картинку грубыми, рельефными мазками. Сверху готовое изображение покрывают теми же лаками, что и для масляной живописи.

к содержанию ↑

Как сохранить высокое качество красок

Главное условие при пользовании красками – это нанесение на рабочую палитру того количества, которое будет израсходовано. Всю неиспользуемую краску следует закрывать, чтобы в ней не происходили процесс полимеризации.

Современная основа для письма темперой

Чтобы научиться рисовать, нужно брать холст, плотный картон, оргалит или МДФ. Покрыть будущее изображение белой или любой нужной краской поверхность. Потом начать писать.

Не получится с первого раза – не страшно. Каждый следующий рисунок будет лучше предыдущего. Для обучения можно посмотреть видеоролики, в которых мастера делятся своими секретами.

Пора начинать работуПора начинать работу

На чем лучше писать? Выбор огромен. Для начала можно напилить небольшие фрагменты из плотного трехмиллиметрового ДВП (оргалита) квадратики размером 20х30 см.

Нужно еще приготовить немного акриловой краски белого цвета, она будет использована в качестве грунта. На нее темперная краска будет ложиться ровно. Писать можно на гладкой стороне. А еще лучше на обратной стороне, покрытой мелкими квадратиками. Эффект будет впечатляющий. Эта сторона создаст неповторимый эффект, картины будут выглядеть профессионально. Пора начинать работу.

Как еще можно рисовать темперой? 

Темперные краски очень часто сравнивают с гуашью, хотя это две совершенно разные по свойствам краски: гуашь легко смывается водой, имеет менее насыщенный цвет и может «размазаться» по поверхности.

А вот темперные краски не светлеют при высыхании, хорошо держатся на поверхности, особенно те, что имеют в составе ПВА.

Вспомогательные средства для работы темперой

Для разбавления темперы подойдет обычная вода, а также другие краски на водной основе — акриловые, гуашь, акварель. Готовые материалы будут иметь еще более интересные оттенки, что позволит создавать оригинальные цветовые переходы и эффекты. Восковую темперу разводят даже растворителями — скипидаром, уайт-спиритом, но после высыхания такая картинка будет матовой. Если нужен глянцевый эффект, в основу добавляют мастичный или даммарный лак, а также льняное масло.

Даммарный лак для живописи

к содержанию ↑

Как еще можно рисовать темперой

Краски такого типа отлично подходят для создания картин, икон, для росписи игрушек и предметов декора, статуэток, шкатулок, скульптур. В отличие от гуаши, они не смываются водой и отлично держатся на поверхности, в особенности если выполнены на основе акрила. При необходимости темперу можно использовать по маслу, правда, есть риск плохого сцепления двух слоев и скатывания состава. Лучше заранее обработать изображение мыльным раствором, а потом использовать приемы темперной живописи. Темперные краски можно смело назвать универсальным, оригинальным и высококачественным художественным материалом. При желании научиться работать с ним сможет каждый, даже новичок в данном виде искусства.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Загрузка ...