Темперные краски: Исторические корни и применение в наши дни

Что такое темпера как техника живописи. Знаменитые и великие работы. Разница между другими красками: маслом, акварелью и гуашью. Где используется. Иконы, написанные в таком стиле. Известные художники. История развития. Особенности и черты.

Литература

  • Изаксон А. Учитесь писать темперой // Художник. 1961, № 1. С.54-56.
  • Филатов В. В. Русская станковая темперная живопись. Техника и реставрация. М., Искусство, 1961.
  • Лактионов А., Виннер А. Русская темперная живопись // Художник. 1961, № 12. С.26.
  • Энциклопедический словарь юного художника / Сост. Н. И. Платонова, В. Д. Синюков. — М.: Педагогика, 1983. — С. 196, 379—380. — 416 с. — 500 000 экз.

Темперная краска — что это такое

Современные красящие варианты, как и раньше, получаются путем смешения разных компонентов, само название означает «смешивание красок». Составным компонентом служат пигмент в виде порошка, элемент, связывающий остальные, сейчас это могут быть натуральные, либо искусственные добавки, масло и вода.

Все эти ингредиенты перемешиваются, пропорции могут делаться разные, в итоге готовый вариант получается густой, далее добавляют воду для получения необходимой консистенции. Применять ее можно на разных материалах, художники создают с нею всевозможные работы, благодаря удобству работы.

Фото картины

Художники создают с нею всевозможные работы, благодаря удобству работы.

Особенности темперы

Темпера краска лучше себя проявляет при нанесении на впитывающие материалы, либо на полотнах, которые предварительно подготавливают путем грунтования. Когда краски высыхают, то получается матовая текстура, схожая с гуашью, но также происходит небольшое изменение оттенков.

Для станковой живописи это не подходящий вариант, однако, некоторые живописцы пользовались лишь ею, и успешно справлялись с поставленными задачами.

Так краски темпера для чего лучше использовать? Чаще всего применяется для лессировочной техники. Она помогает рисовать небольшие детали. Если решено реализовать пастозную технику, то следует учесть, что покрытие отличается быстрым высыханием, происходит это на палитре. Производить перемешивание на полотне сложная задача, можно ее выполнить, если работают маслом. Особенностью её является худшая пластичность в сравнение с маслом, в связи с этим при нанесении излишне толстого слоя происходит растрескивание.

Рисование темперными красками

Она помогает рисовать небольшие детали.

Достоинства и недостатки

Лучше понять темперные краски что это, поможет рассмотрение положительных и отрицательных их сторон. К преимуществам темперы можно отнести следующее:

  • Первичные краски требовали от художника соблюдения правила работы, поэтапного нанесения, современные виды позволяют творить без строгой системности работы, давая больше возможностей для реализации задумок;
  • Если сверху покрыть рисунок лаком, то эффект получится лучше, чем у масляных видов;
  • Со временем темпера не теряет своего первоначального вида, служит очень долго;
  • Процесс высыхания происходит недолгое время, при этом нет затяжного периода уменьшения объема;
  • Не остаются следы от кисти;
  • Лак не изменяет оттенка краски;
  • Не размывается водой;
  • Проникающая способность, проникает в структуру древесины.

Есть у нее и пару недостатков:

  • Высокая скорость высыхания;
  • Изменение оттенка после высыхания.
Картина темперными красками

Со временем темпера не теряет своего первоначального вида, служит очень долго.

История появления темперы

Масляная живопись появилась в Европе в 15 веке и быстро стала популярной среди художников. До этого времени мастера прошлого использовали самодельные краски, которые смешивались вручную из самых разнообразных компонентов. Поэтому точный срок развития темперной живописи назвать сложно, но рисунки, сделанные такими красками, исходят еще из Древнего Рима, Египта, Греции. Археологи находят саркофаги, расписанные темперой, а также множество раскрашенных старинных фресок и предметов обихода. Возраст этих изделий составляет более 4000 лет.

Фрески темпера

Вплоть до 15 века темперные краски повсеместно применялись для написания икон, росписи стен и потолков храмов, создания настенной живописи и даже в народном творчестве. В краску добавляли вино, квас, яйца, воду и другие доступные и недорогие компоненты, что обуславливало высокую популярность материала. Темпера держалась хорошо, сохраняя свой вид в течение многих лет, а смешать ее было очень просто.

Иконопись темперными красками

В 15 веке фламандский художник Ван-Эйк сделал состав материала более совершенным — добавил в него масло, после чего краски постепенно стали масляными, а темпера утратила актуальность. Впоследствии темперная живопись сохранилась преимущественно в Греции, России, а также стала применяться только для церковной росписи.

к содержанию ↑

Что такое темперная живопись

Картины выполненные темперой реалистичноКартины выполненные темперой реалистично

Живопись темперными красками имеет свои особенности. Есть определенное сходство с работой акварелью. В обеих техниках используется прописывание нескольких слоев один над другим.

При этом есть и определенные различия:

  • в темперной живописи проработка следующего слоя выполняется после высыхания предыдущего, в акварельной – возможна работа «по мокрому» (накладываются последующие слои на еще влажную основу);
  • разведенные на желтковой основе краски полностью скрывают фон холста или материала, на котором выполняется рисунок;
  • выполнение работы возможно на самых разных поверхностях, даже на оштукатуренных стенах без формирования грунтового покрытия;
  • допускается выполнение четкой строгой графики с ярко очерченными линиями, а также плавный переход между цветами;
  • использование белковой основы позволяет сохранять эластичность в течение столетий, изображение не трескается со временем;
  • цвета не выцветают, а сохраняют изначальную насыщенность;
  • можно получить любой набор цветов и оттенков.

Картины выполненные темперойКартины выполненные темперой

Картины, выполненные темперой, иногда могут восприниматься фантастическими. Часто художник словно спорит с реальностью, старается усилить впечатление. В руках разных исполнителей один и тот же сюжет прописывается совершенно в разных стилях.

Современные авторы часто приходят к этим краскам в поисках новых решений. Другие традиционно работают ими. Здесь трудно определить грань.

Бывает, что картина выполняется с использованием нескольких видов красок. Что определяет выбор? Ответить трудно. Часто – это поиск выразить свое мировосприятие.

Темпера определение история

Исходя из определений, темперная краска даже в настоящее время не изучена до конца. Можно встретить живописцев, которые в поисках цвета ведут поиск пигментов, которые будут отвечать их потребностям.

Сикстинская мадоннаСикстинская мадонна

Так уже было в истории. Рафаэль Санти половину своего времени проводил, экспериментируя с цветом. Его «Сикстинская мадонна» явилась результатом длительного поиска холодных оттенков, которые могли бы дать наибольшую выразительность центральному изображению. Он стремился выразить вход в мир младенца, которому суждено спасать мир.

Многие пытались повторить подобный поиск цвета, но удалось единицам. Большинство пользуется известными наборами минералов, которые смешиваются уже при написании картины.

Разновидности темперных красок

Различаются темперные краски в зависимости от составных компонентов, это влияет на их свойства, поэтому будет приведено рассмотрение каждого вида отдельно.

Яичная темперная краска

В данном виде добавками применяется эмульсия, которая состоит из яйца, масла и лака. Лаком может быть масляный, либо скипидарный вид. Сочетание этих компонентов можно создавать разное, поэтому вариантов создания их имеется множество. Хотя необходимо учитывать некоторые закономерности изменения пропорций.

Яичный желток, либо целое яйцо выделяются способностью сочетаться с таким же количеством масла, но лак может использоваться в меньшем количестве. Подобное соотношение масла и лака к яйцу для приготовления эмульсии максимально. Поэтому в рецепте не стоит использовать излишние количество масла и лака, иначе это приведет к получению эмульсии, которая будет разрушаться.

Также подобное увеличение в составе масла может привести к получению схожей на масляную краску консистенцию, и отсюда появятся у краски минусы этого вида. Может начать желтеть и темнеть, но при этом не получают плюса масляного вида – долговременной подвижности.

Яичная темперная краска

В данном виде добавками применяется эмульсия, которая состоит из яйца, масла и лака.

Казеиновые и растительные темперные краски

Казеиновый раствор, который может быть получен разными способами, перемешанный с маслом и смолами эмульсии, дает возможность получить в чем-то превосходящий вариант темперы яичной.

Казеиновые растворы для получения эмульсии создают из порошка казеина, которые смешиваются с другими добавками: сода, бура, едких кали, извести, натра и иных элементов. Можно использовать творожный казеин, однако затрудняется процесс расчёта соотношения. Так же как и яйцо, казеин может эмульсировать одинаковое количество масла, и меньшее количество лака. Нужно учитывать данной свойство при составлении пропорции элементов.

Фото казеинового раствора

Казеиновый раствор дает возможность получить в чем-то превосходящий вариант темперы яичной.

Также для получения темперных красок могут применяться растительные клеи. Популярнее вариант с использованием гуммиарабика, кроме того допустимо использование декстрина, вишнёвого клея и иных плодовых деревьев.

По своим свойствам темпера на растительных клеях получается менее качественной. Но часть живописцев ценят ее за легкость оттенков. Отличается низким свойством прилипания, не пристает к масляному грунту и сползает с него.

Гуммиарабик

Для получения темперных красок могут применяться растительные клеи.

Современные технологии в изготовлении красок

Современные технологии создания красок темперных позволили получить более совершенные варианты. Они по текстуре матовые и бархатистые, сверху не требуется наносить лак. Могут использоваться для разных техник – лессировки, тонкого окрашивания, и наоборот толстого нанесения.

Важным достоинством данных видов является долговечность яркость, потеря объема минимальна, что, безусловно, отличается от масляных красок. Но при этом выделяется и быстрый темп высыхания, что важно учитывать художнику при создании картины.

Размешивание темперной краски

Современные технологии создания красок темперных позволили получить более совершенные варианты.

Какие темперные краски купить?

По своему составу темперные краски отличаются по связующему компоненту, определяющему свойства и внешний вид готового произведения. В качестве эмульсии используют:

  • Целое яйцо или только его желток, разведенные водой;
  • Казеиново-масляная, (здесь растительное масло используется для разведения казеина, высыхая впоследствии);
  • ПВА (поливинилацетатная);
  • Акриловая;
  • Восково-масляная.

Яичную готовят в домашних условиях, остальные – промышленным способом.

Использование различных эмульсий делает более разнообразной и текстуру готового произведения. Например, можно купить темперные краски с акрилом в качестве эмульсии матовые, полуматовые или глянцевые. Традиционная яичная смесь будет после высыхания иметь более бархатистую текстуру. А выполненное восково-масляной темперой произведение не требует дополнительного покрытия (воск отлично справляется с защитной функцией). Какие темперные краски купить – зависит от эффекта, который художник стремится получить в итоге.

Достоинства и недостатки краски

Темперные краски обладают рядом неоспоримых достоинств, которые привлекали живописцев во все времена:

  1. Быстрая сушка. Это свойство дает возможность рано начать обработку или транспортировать картину, а также применять разные виды письма, где одно место прописывается несколько раз.
  2. Свобода действий. С применением темперы мастер может не следовать строгой системе, а работать в смешанных техниках.
  3. Стойкость. Краски не боятся температурных перепадов, смены режима влажности, не выгорают от яркого света. После высыхания на поверхности картины формируется твердый, нерастворимый в воде слой, который накрепко соединился с основанием.
  4. Прочность и долговечность. После покрытия лаком темперные картины будут служить десятки лет.
  5. Красота. Живопись темперой не темнеет и не желтеет со временем, не меняет своего тона и выглядит просто потрясающе.
  6. Отсутствие усадки. Темпера немного уменьшается в объеме лишь сразу после высыхания, а в дальнейшем полностью сохраняет свою форму. Этим она выгодно отличается от масляных красок, которые меняют объем длительное время.

Недостатки у темперы тоже имеются. Для защиты картин от механических повреждений все-таки стоит покрыть их лаком. На одной картине не рекомендуется использовать краски с разными составами, иначе есть риск расслоения или свертывания. Быстроту высыхания краски тоже можно отнести к минусам, ведь это усложняет работу для новичка.

к содержанию ↑

Как пользоваться краской темпера

Данные красящие средства отличаются своей хорошей текучестью, создавая четкий тонкий штрих. Время высыхание короткое, она просыхает тогда, когда вода испарится, процесс высыхания на этом, по сути, завершается.

Самые мелкие частички пигмента надежно соединяются с основой, поэтому растрескивание исключается. Если сравнивать темперу с акварелью и гуашью, то она выигрывает своей прочностью и устойчивостью к влаге. Это свойство присуще и масляному виду, но масляные краски смешивать проще.

Основу необходимо покрыть грунтовкой, подходит клеевой и эмульсионный раствор, может применяться водоэмульсионная краска с акрилом в основе. Может выбираться картонная, деревянная, штукатурная основа и холст.  С учетом быстрого темпа высыхания, оттенок подбирается на палитре. Кисточка лучше подойдет из щетины, для мелких деталей колонковый инструмент.

При применении акварели с темперой, можно избежать приобретения большой палитры. Подбор оттенков производится на усмотрения самого живописца.

При работе современными красящими составами не требуется соблюдения определённых систем. Можно применять жидкие составы или пастозную методику. Наносить сверху можно лаки, используемые для масляной живописи.

Фото кисточки с краской

Кисточка лучше подойдет из щетины, для мелких деталей колонковый инструмент.

Краски темперные это отличный вариант для творчества. Чтобы создавать ими картины, нужно приноровиться, но со временем работать с ними станет легко, а полотна будут сохранять свой первоначальный вид долгие годы.

Виды темперных красок

Материал может включать разные составляющие, от чего меняются его свойства. В зависимости от состава выделяют несколько разновидностей темперных красок.

На основе яичного желтка

В данном случае связующим веществом выступает желток яйца. Его соединяют с водой, уксусом, отдушкой и пигментом, иногда добавляют природные смолы. Яичная темпера очень эластичная и прочная, но может немного пожелтеть со временем. Чаще всего такие материалы применяются в иконописи. В современные яичные краски вводят консерванты и расфасовывают их в тубы. Также можно делать красящие смеси на основе целого яйца или одного лишь белка — они лучше подходят для рисования фресок.

Яичная темпера

к содержанию ↑

С казеином — синтетическим белком

Казеиново-масляная темпера готовится из молочного казеина и отбеленного льняного масла, после чего в нее вводится цветной пигмент. В современные краски также добавляется фенол, который является антисептиком и позволяет продлить срок службы материала. Данный вид составов является довольно прихотливым в работе. Для него подходят только специально подготовленные холсты и картоны, бумага.

Молочный казеин

Объемные мазки таким составом лучше не делать, так как они быстро отслоятся от поверхности. Срок годности материала равен 6 месяцам, и по истечении пигмент начинает свертываться. Просроченной краской рисовать нельзя — она идет комками, расслаивается. Если же соблюсти все условия применения, то казеиново-масляная темпера будет прочно держаться десятилетиями, отлично сцепится с холстом и не потемнеет со временем.

к содержанию ↑

На основе воска

Состав такой краски представлен пчелиным воском, растительными маслами, органическими смолами, водой и пигментами, а также рядом других компонентов. Восковая темпера считается современным видом красящих средств и обладает массой достоинств. С ней приятно и легко работать, она отлично ложится на загрунтованное основание, подходит для росписи стен. Благодаря прозрачности материал позволяет создавать сложные оттенки и переходы, а также объемные изображения. Такие составы сохнут дольше обычной темперы, при этом не менее стойки к факторам окружающей среды и могут смешиваться с водными и масляными красками.

Воск пчелиный

к содержанию ↑

Из клея ПВА и акрила

Поливинилацетатная темпера — это «родственница» акриловых красящих материалов. Она имеет среднюю стойкость к повреждениям и низкую светостойкость, поэтому больше подходит для росписи декора. Темпера с ПВА очень быстро сохнет, и применять ее надо максимально скоро. Зато средство идеально для создания эффекта лессировки из-за достаточной прозрачности. Краска не подвержена расслоению, отлично держится на поверхностях, а при покрытии лаком обретает очень красивый блеск.

Современные акриловые темперы являются самыми популярными среди профессионалов. Они обладают чистым цветом и могут пигментироваться в насыщенные оттенки. Акрил стоек к механическим повреждениям, не царапается. У акриловых красок есть ряд минусов. После высыхания они несколько светлеют, поэтому нижние слои начинают проступать на верхних. При работе с холстом вода из красок может вызвать его провисание. Отмыть краску от палитры довольно сложно, поэтому лучше не дожидаться ее полного засыхания.

Темпера на акриловой основе

к содержанию ↑

Как рисовать темперными красками

Как рисовать темперой - фото
Член Союза Художников России, Парамонова Анна, пишет иконы на заказ темперными красками

Писать темперой можно по-разному: например, почти прозрачными лессировками, наносить краску ровно, но плотно, а также, грубыми, рельефными мазками в пастозной технике.

Помните, что темперная краска быстро сохнет, поэтому и работать ей лучше быстро. Зато можно не бояться смешения слоев краски, а также не ждать, пока высохнет очередной слой.

Любой вид темперы прекрасно ложится на хорошо загрунтованную поверхность, поэтому, прежде чем пользоваться краской, подумайте о грунтовке холста. Если поверхность будет плохо загрунтована, краска при высыхании изменит свой цвет.

Темперная живопись - фото
 Дизайнер, Екатерина Корбут, «Портрет Ковалевской Л.П.», темпера

Как еще можно рисовать темперой? 

Темперные краски очень часто сравнивают с гуашью, хотя это две совершенно разные по свойствам краски: гуашь легко смывается водой, имеет менее насыщенный цвет и может «размазаться» по поверхности.

А вот темперные краски не светлеют при высыхании, хорошо держатся на поверхности, особенно те, что имеют в составе ПВА.

Вспомогательные средства для работы темперой

Для разбавления темперы подойдет обычная вода, а также другие краски на водной основе — акриловые, гуашь, акварель. Готовые материалы будут иметь еще более интересные оттенки, что позволит создавать оригинальные цветовые переходы и эффекты. Восковую темперу разводят даже растворителями — скипидаром, уайт-спиритом, но после высыхания такая картинка будет матовой. Если нужен глянцевый эффект, в основу добавляют мастичный или даммарный лак, а также льняное масло.

Даммарный лак для живописи

к содержанию ↑

Как еще можно рисовать темперой

Краски такого типа отлично подходят для создания картин, икон, для росписи игрушек и предметов декора, статуэток, шкатулок, скульптур. В отличие от гуаши, они не смываются водой и отлично держатся на поверхности, в особенности если выполнены на основе акрила. При необходимости темперу можно использовать по маслу, правда, есть риск плохого сцепления двух слоев и скатывания состава. Лучше заранее обработать изображение мыльным раствором, а потом использовать приемы темперной живописи. Темперные краски можно смело назвать универсальным, оригинальным и высококачественным художественным материалом. При желании научиться работать с ним сможет каждый, даже новичок в данном виде искусства.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Загрузка ...